ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія масової комунікації

Никлас Луман о «реальности масс-медиа»
теоретик Н. Луман является создателем своеобразной версии системной теории общества. Луман использует понятие аутопойетической, или самореферентной, системы. Самореферентная система существует, воспроизводя собственное самоописание и поддерживая тем самым границу между собой и окружающей средой. Для само-референтной системы коммуникация является базовым процессом, благодаря которому она и существует.

Общество является самой крупной самореферентной системой, в рамках которой существуют разнообразные подсистемы, также поддерживающие себя посредством са-мореференции. Коммуникация внутри каждой системы осуществляется с помощью осо-бых кодов. Кодов других систем система не распознаёт (так, например, для экономики понятия «любовь» или «мораль» ничего не означают, в отличие от понятий «прибыль» и «эффективность»). Согласно Луману, каждая система «видит» только себя — свои соб-ственные операции, и её отношение с внешней средой ограничивается поддержанием собственной границы. Для того чтобы описать систему извне, необходим «наблюдатель второго порядка», каковым применительно к обществу является, например, социальный исследователь. Однако система не изолирована от среды. Она связана с нею «структур-ным сопряжением» — это значит, что структуры системы зависят от структур внешнего мира. Система замкнута на себя не структурно, а операционально. Она реагирует на воз-действия извне, но видит при этом лишь собственные реакции на эти воздействия.
СМИ, согласно Н. Луману, являются одной из таких самоописывающихся систем. Они обособились от других систем в рамках общества благодаря появлению «техниче-ских множительных средств», создавших особую инфраструктуру масс-медиа.
«Техника распространения сыграла в процессе обособления (Ausdifferenzierung) систе-мы масс-медиа такую же решающую роль, какой была роль денег по отношению к экономике. В этой системе коммуникаций не происходит взаимодействия между отправителем и получателем информации как присутствующими друг для друга. О таком взаимном присутствии можно говорить только в том случае, когда им доступен непосредственный контакт, когда они могут видеть, слышать, осязать друг друга и в зависимости от этого строят комму-никацию. Всего этого нет в массмедиа»1.

¹ Луман Н. Реальность массмедиа: реферат А. Филиппова // Отечественные за-писки. 2003. № 4.

Обособившись от других сфер коммуникации, СМИ выработали собственный язык, собственную систему кодирования информации и собственную логику функцио-нирования. Способ кодирования информации внутри системы СМИ подразумевает, на-пример, различение «информация/не информация», благодаря которому происходит от-сортировывание тех содержаний, которые не соответствуют логике коммуникационного процесса, как он протекает в рамках данной системы. Так, отбор новостной информации осуществляется, согласно Н. Луману, в соответствии со следующими критериями.
«1. Информация должна быть новой. Чтобы усилить её неожиданность, нужно обозна-чить явное нарушение непрерывности хода событий, расхождение с ожиданиями, уникальность случившегося. Контекст, напротив, должен быть привычным, вызывающим доверие.
2. Предпочтение отдаётся конфликтам. Такие темы отодвигают развязку в будущее. Не зная, кто выйдет победителем, получатели информации испытывают напряжение и пытаются угадать исход борьбы.
3. Внимание можно привлечь указанием количества. В цифрах есть всегда нечто опре-делённое, вне зависимости от того, понимает ли получатель информации, о чём вообще идёт речь. Особенно действенны сравнения: анализ динамических процессов (например, измене-ния показателей инфляции) или сопоставление территорий.
4. Дополнительный вес придаёт информации и локальный контекст. Предполагается, что получатель информации хорошо знает положение дел в месте своего проживания и для него ценны любые дальнейшие сведения.
5. Очень важны нарушения норм, которые в изображении массмедиа часто принимают форму скандалов. Собственно, только нарушение и делает норму явной. Предполагается, что никто не знает, насколько часты отклонения и как повели бы себя в аналогичной ситуации другие люди. Информация о нарушении, поданная в виде простой констатации данного фак-та, позволяет получателю солидаризоваться с другими в осуждении нарушения и привержен-ности норме, а равно и в демонстративном утверждении своего незнания о реальной практике нарушений.

6. Особенно пригодны для новостей сообщения о нарушениях норм, когда к ним добавля-ются моральные оценки, позволяющие высказывать уважение или неуважение к тем или иным лицам. Массмедиа играют важную роль в воспроизведении кода морали. Это не означает, что они стали высшей моральной инстанцией, — такой в обществе больше нет. Но зато они могут публично называть какие-то поступки хорошими или дурными.
7. Классифицируются не только поступки, но и те, кто их совершает, — тем самым мас-смедиа не просто извещают о нарушении норм, но и помогают слушателю или читателю соста-вить собственное мнение. Весь комплекс скрытых мотивов, которые побудили, а подчас и выну-дили человека поступить именно так, а не иначе, при этом не освещается.
8. Требование актуальности информации ведёт к тому, что массмедиа сосредоточивают внимание на исключительных случаях (катастрофах, стихийных бедствиях и т.п.), а требование рекурсивности вызывает у журналистов повышенный интерес к предшествующим или к похо-жим событиям (иногда образующим целые «серии»).
9. Особый случай — распространение в качестве новостей высказываемого кем-то мнения. В значительной части материалов массмедиа отражаются они сами: говорящие могут отвечать на поставленный вопрос или навязывать свои высказывания, но так или иначе эти высказывания становятся событием только благодаря массмедиа. «Мир словно наполняется добавочными шу-мами: предложениями, комментариями, критикой».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Никлас Луман о «реальности масс-медиа»» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФІНАНСОВА ДІЯЛЬНІСТЬ У СИСТЕМІ ФУНКЦІОНАЛЬНИХ ЗАВДАНЬ ФІНАНСОВОГО...
Оцінка ліквідності активів підприємства та його платоспроможності
МЕТОДИ ТА ПРОГРАМА САНАЦІЙНОГО АУДИТУ
СУТНІСТЬ ЗАКОНУ ЕКОНОМІЇ ЧАСУ ТА ЗАВДАННЯ ЙОГО СТАТИСТИЧНОГО ВИВЧ...
Переважне право власників на придбання акцій (часток)


Категорія: Соціологія масової комунікації | Додав: koljan (15.12.2012)
Переглядів: 2481 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП