теоретик Н. Луман является создателем своеобразной версии системной теории общества. Луман использует понятие аутопойетической, или самореферентной, системы. Самореферентная система существует, воспроизводя собственное самоописание и поддерживая тем самым границу между собой и окружающей средой. Для само-референтной системы коммуникация является базовым процессом, благодаря которому она и существует.
Общество является самой крупной самореферентной системой, в рамках которой существуют разнообразные подсистемы, также поддерживающие себя посредством са-мореференции. Коммуникация внутри каждой системы осуществляется с помощью осо-бых кодов. Кодов других систем система не распознаёт (так, например, для экономики понятия «любовь» или «мораль» ничего не означают, в отличие от понятий «прибыль» и «эффективность»). Согласно Луману, каждая система «видит» только себя — свои соб-ственные операции, и её отношение с внешней средой ограничивается поддержанием собственной границы. Для того чтобы описать систему извне, необходим «наблюдатель второго порядка», каковым применительно к обществу является, например, социальный исследователь. Однако система не изолирована от среды. Она связана с нею «структур-ным сопряжением» — это значит, что структуры системы зависят от структур внешнего мира. Система замкнута на себя не структурно, а операционально. Она реагирует на воз-действия извне, но видит при этом лишь собственные реакции на эти воздействия. СМИ, согласно Н. Луману, являются одной из таких самоописывающихся систем. Они обособились от других систем в рамках общества благодаря появлению «техниче-ских множительных средств», создавших особую инфраструктуру масс-медиа. «Техника распространения сыграла в процессе обособления (Ausdifferenzierung) систе-мы масс-медиа такую же решающую роль, какой была роль денег по отношению к экономике. В этой системе коммуникаций не происходит взаимодействия между отправителем и получателем информации как присутствующими друг для друга. О таком взаимном присутствии можно говорить только в том случае, когда им доступен непосредственный контакт, когда они могут видеть, слышать, осязать друг друга и в зависимости от этого строят комму-никацию. Всего этого нет в массмедиа»1.
¹ Луман Н. Реальность массмедиа: реферат А. Филиппова // Отечественные за-писки. 2003. № 4.
Обособившись от других сфер коммуникации, СМИ выработали собственный язык, собственную систему кодирования информации и собственную логику функцио-нирования. Способ кодирования информации внутри системы СМИ подразумевает, на-пример, различение «информация/не информация», благодаря которому происходит от-сортировывание тех содержаний, которые не соответствуют логике коммуникационного процесса, как он протекает в рамках данной системы. Так, отбор новостной информации осуществляется, согласно Н. Луману, в соответствии со следующими критериями. «1. Информация должна быть новой. Чтобы усилить её неожиданность, нужно обозна-чить явное нарушение непрерывности хода событий, расхождение с ожиданиями, уникальность случившегося. Контекст, напротив, должен быть привычным, вызывающим доверие. 2. Предпочтение отдаётся конфликтам. Такие темы отодвигают развязку в будущее. Не зная, кто выйдет победителем, получатели информации испытывают напряжение и пытаются угадать исход борьбы. 3. Внимание можно привлечь указанием количества. В цифрах есть всегда нечто опре-делённое, вне зависимости от того, понимает ли получатель информации, о чём вообще идёт речь. Особенно действенны сравнения: анализ динамических процессов (например, измене-ния показателей инфляции) или сопоставление территорий. 4. Дополнительный вес придаёт информации и локальный контекст. Предполагается, что получатель информации хорошо знает положение дел в месте своего проживания и для него ценны любые дальнейшие сведения. 5. Очень важны нарушения норм, которые в изображении массмедиа часто принимают форму скандалов. Собственно, только нарушение и делает норму явной. Предполагается, что никто не знает, насколько часты отклонения и как повели бы себя в аналогичной ситуации другие люди. Информация о нарушении, поданная в виде простой констатации данного фак-та, позволяет получателю солидаризоваться с другими в осуждении нарушения и привержен-ности норме, а равно и в демонстративном утверждении своего незнания о реальной практике нарушений.
6. Особенно пригодны для новостей сообщения о нарушениях норм, когда к ним добавля-ются моральные оценки, позволяющие высказывать уважение или неуважение к тем или иным лицам. Массмедиа играют важную роль в воспроизведении кода морали. Это не означает, что они стали высшей моральной инстанцией, — такой в обществе больше нет. Но зато они могут публично называть какие-то поступки хорошими или дурными. 7. Классифицируются не только поступки, но и те, кто их совершает, — тем самым мас-смедиа не просто извещают о нарушении норм, но и помогают слушателю или читателю соста-вить собственное мнение. Весь комплекс скрытых мотивов, которые побудили, а подчас и выну-дили человека поступить именно так, а не иначе, при этом не освещается. 8. Требование актуальности информации ведёт к тому, что массмедиа сосредоточивают внимание на исключительных случаях (катастрофах, стихийных бедствиях и т.п.), а требование рекурсивности вызывает у журналистов повышенный интерес к предшествующим или к похо-жим событиям (иногда образующим целые «серии»). 9. Особый случай — распространение в качестве новостей высказываемого кем-то мнения. В значительной части материалов массмедиа отражаются они сами: говорящие могут отвечать на поставленный вопрос или навязывать свои высказывания, но так или иначе эти высказывания становятся событием только благодаря массмедиа. «Мир словно наполняется добавочными шу-мами: предложениями, комментариями, критикой».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Никлас Луман о «реальности масс-медиа»» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»