Канадского исследователя Г.М. Маклюэна (1911—1980) нередко называют «про-роком электронной эпохи». Фактически он первый обратил внимание на революционное воздействие электронных коммуникаций на культуру и образ жизни современных об-ществ. Однако Маклюэн занимался анализом не только электронных СМИ, но и всех средств коммуникации. При этом его понимание «средств коммуникации» предельно широко. В качестве средств коммуникации он рассматривает фактически все элементы культурной и социальной реальности, окружающей человека: речь, фонетический алфа-вит, иероглифы, автомобиль, комикс, фотографию, деньги, радио, телевидение, орудия труда и т.д. Объединяет эти разнородные объекты то, что все они несут определённое сообщение. И не только «несут», но и сами являются сообщениями. Известное выраже-ние, почерпнутое у Маклюэна: «Средство коммуникации есть сообщение». Средства коммуникации, по Маклюэну, являются внешними технологическими «продолжениями» человека, оказывающими на него принудительное воздействие, орга-низующими и структурирующими присущий человеку той или иной эпохи способ вос-приятия мира. Маклюэн делит все средства коммуникации на «горячие» и «холодные». «Горя-чие» средства воздействуют лишь на один канал восприятия, но с высокой степенью ин-тенсивности — или «высокой степенью определённости», «наполненности данными». «Горячим» является, например, радио (слух) и фонетический алфавит (зрение). «Холод-ные» средства воздействуют не столь интенсивно и оставляют пространство для «до-мысливания» — т.е. активности со стороны аудитории. К «холодным» средствам Мак-люэн относит иероглифическое письмо, телефон и... телевидение. Классификация Мак-люэна, как нетрудно заметить, весьма произвольна. Вряд ли кто-нибудь сегодня согла-сится с тем, что радио или газета «вовлекают» человека сильнее, чем телевидение. Од-нако общий
тезис Маклюэна об определяющем воздействии форм коммуникации на мышление и восприятие мира является сегодня широко признанным. Именно изменение доминирующего типа средств коммуникации является, по Мак-люэну, главным фактором социального развития, эволюции человечества. Для истории западных обществ имело фундаментальное значение изобретение фонетического алфа-вита, а также изобретение книгопечатания, после которого мир вступил в так называе-мую Гутенберговскую эпоху. Наступление этой эпохи означало смену коммуникации, основанной преимущест-венно на устной речи («холодное» средство коммуникации) и создававшей предпосылки для целостного, нерасчлененного видения мира, «горячим» типом коммуникации, осно-ванным главным образом на зрении, что повлекло за собой цепь революционных по-следствий во всех областях жизни. Для Гутенберговской эпохи характерны специализация, фрагментированное и ме-ханистическое восприятие реальности, рационализм. Эти качества, обусловленные спе-цификой передачи информации с помощью печатного шрифта, сделали возможным воз-никновение машинных технологий и рационального управления, национального госу-дарства, а также утверждение индивидуализма и приватности как форм существования личности. Появление электронных средств коммуникации означает, согласно Маклюэну, очередной коренной исторический перелом. Электронные средства способствуют воз-рождению на принципиально новой технологической основе целостного видения мира, утраченного в Гутенберговскую эпоху. Восприятие информации посредством чтения текста утрачивает своё первоочеред-ное значение, люди воспринимают мир визуально и мозаично. Человечество постепенно включается в единую систему коммуникаций — «глобальную деревню», где всё связано со всем. Распространение электронных коммуникаций означает радикальное изменение способа существования человека и ставит перед ним новые задачи и проблемы.
«Помещая с помощью электрических средств коммуникации свои физические тела в свои вынесенные наружу нервные системы, мы приводим в действие динамический процесс, в ходе которого все прежние технологии, являющиеся просто-напросто расширениями рук, ступней, зубов и механизмов поддержания температуры тела — все эти расширения наших тел, включая города, — будут переведены в информационные системы. Электромагнитная технология требу-ет от человека полной покорности и созерцательного спокойствия, и это даёт преимущества ор-ганизму, носящему теперь свой мозг за пределами черепной коробки, а нервы — за пределами кожного покрова. Человек должен служить своей электрической технологии с такой же серво-механической преданностью, с какой он прежде служил своей рыбачьей лодке, своему каноэ, своей типографии и всем прочим расширениям своих физических органов. Но есть и одно отли-чие, состоящее в том, что прежние технологии были частичными и фрагментарными, тогда как электрическая — тотальна и инклюзивна. Внешний консенсус (или совесть) становится теперь столь же необходимым, как и частное сознание. Между тем, с новыми средствами коммуника-ции открывается также возможность всё сохранять и переводить; что касается скорости, то тут нет никакой проблемы. По эту сторону светового барьера никакое дальнейшее ускорение уже невозможно. Когда нарастают уровни информации в физике и химии, появляется возможность использовать всё что угодно в качестве топлива, сырья или строительного материала; и точно так же с пришествием электрической технологии появляется возможность превращения всех материальных вещей в материальные товары с помощью информационных цепей, внедрённых в те органические образцы, которые мы называем «автоматизацией» и информационным поиском. При электрической технологии задачи человека полностью сводятся к обучению и познанию. В рамках того, что мы всё ещё продолжаем именовать «экономикой» (данное греческое слово обо-значало домашнее хозяйство), это означает, что все формы занятости превращаются в «оплачиваемое обучение», а все формы богатства создаются движением информации. Проблема нахо-ждения родов занятий и профессий может оказаться настолько же сложной, насколько легко достаётся богатство»1.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Технократический подход: Герберт Маршалл Маклюэн» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»