В условиях эксперимента испытуемых (отбор которых представляет собой отдель-ную задачу) разделяют на экспериментальную и контрольную группы. Групп может быть несколько — их количество зависит от характера эксперимента и возможностей, которыми располагает исследователь. Испытуемые находятся в одинаковых условиях, за исключением одного — те, кто входит в экспериментальную группу, подвергаются воз-действию фактора, установить влияние которого и входит в задачу эксперимента, а ис-пытуемые из контрольной группы не подвергаются воздействию этого фактора. Этот «фактор» называется «независимой переменной». Ожидаемое изменение поведения ис-пытуемых, вызванное воздействием независимой переменной, — это «зависимая пере-менная». Приведём пример организации и проведения эксперимента, который должен был подтвердить следующую гипотезу: «люди, предпринявшие значительные усилия для то-го, чтобы попасть в группу, «полюбят» её в большей степени, нежели те, кто стал чле-ном группы, затратив меньше усилий или не затратив их вообще». Эксперимент прово-дился Э. Аронсоном и Дж. Миллсом1. Испытуемыми были 63 студентки, добровольно согласившиеся участвовать в дис-куссии на тему о психологии секса (испытуемые не знали и не должны были знать о ре-альной цели эксперимента, поскольку это повлияло бы на их поведение). 1 Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. — М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 424-426. Испытуемые прошли общий инструктаж, где речь шла о целях (ложных) дискус-сии, в которой они должны были принять участие. Потом случайным образом испытуе-мых разделили на три группы. Одной группе сказали, что для участия в дискуссиях им требуется пройти жёсткое испытание, для участниц второй группы предусматривалось более простое испытание, девушкам из третьей группы было сказано, что они могут не-медленно присоединиться к дискуссионной группе, не проходя никаких испытаний.
Условия приёма, в которые были поставлены испытуемые, представляли собой не-зависимую переменную, которая, по предположению исследователей, должна была повлиять на поведение участниц эксперимента. После прохождения вступительных испытаний девушкам дали возможность про-слушать запись дискуссии, проводимой членами группы, к которой они должны были присоединиться. Дискуссия, по замыслу экспериментаторов, была невыносимо скучной и касалась обсуждения проблем размножения у животных. После того как девушки оз-накомились с записью, им предложили выразить своё мнение о прослушанном. Это и была зависимая переменная, определяемая, по мнению экспериментаторов, независимой переменной — типом пройденных вступительных испытаний. Полученные в итоге результаты подтвердили гипотезу исследователей. Чем более жёсткие испытания прошли девушки, чтобы попасть в «дискуссионную группу», тем выше была оценка прослушанной записи. Ниже всего её оценили девушки, не прохо-дившие никаких испытаний. Эксперимент должен быть организован таким образом, чтобы другой исследова-тель мог его повторить (принцип воспроизводимости) и подтвердить правильность по-лученных результатов. В реальности организовать идеальный эксперимент, отвечающий всем требовани-ям, фактически невозможно. Так, в частности, нельзя учесть влияние всех возможных факторов. Например, отбирая испытуемых для участия в эксперименте, исследователь не может контролировать такой значимый фактор, как специфика их жизненного опыта. Однако на практике воздействием ряда факторов можно пренебречь.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эксперимент» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»