ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія масової комунікації

Специфика массовой коммуникации
Интраперсональная коммуникация — диалог с самим собой, проявление че-ловеческой способности осознавать себя и анализировать собственное «Я» как некий внешний для сознания объект.
Межличностная коммуникация — обмен информацией между участниками взаимодействия в ситуации «лицом к лицу».
Межгрупповая коммуникация — обмен информацией между социальными группами (спор партийных фракций в парламенте или конфликт между разными группами болельщиков). Межгрупповая коммуникация неизбежно подразумевает межличностную. Но в данном случае участники коммуникации выступают не от своего лица, а от имени группового субъекта, отстаивают групповые, а не личные ценности и интересы.
Особым типом коммуникации является массовая коммуникация.
Массовая коммуникация — специфический тип коммуникации, подразумеваю-щий передачу информации:
■ посредством технических устройств;
■ многочисленной, анонимной и слабоструктурированной аудитории;
■ не всегда сопровождающийся «обратной связью».
Как уже было отмечено, массовая коммуникация осуществляется посредством спе-циальных технических устройств, распространяющих сообщения. Именно эти техниче-ские устройства, собственно, и являются «средствами массовой коммуникации» в узком смысле этого слова. Тем не менее в научном дискурсе, да и в обыденном словоупотребле-нии, значение термина «средства массовой коммуникации» гораздо шире.
Средства массовой коммуникации — это общественные учреждения, органи-зационные структуры, профессионально занимающиеся сбором, обработкой и распро-странением информации. Наряду с термином «средства массовой коммуникации» упот-ребляются и такие, как «средства массовой информации» (СМИ), или «масс-медиа» («ме-диа»).
Феномен массовой коммуникации свойствен прежде всего современным обществам, хотя некоторые его зачатки можно обнаружить в древности.
Например, некий прообраз периодической печати существовал в Риме. По инициа-тиве Юлия Цезаря начался вы пуск протоколов заседаний римского Сената, позже тема-тика сообщений расширилась — сообщалось о новостях с театр; военных действий и даже о публичных праздниках. Тексты выдавливались палочкой на покрытых гипсом таблич-ках, которые вывешивались на Форуме. Археологи обнаружили следующие записи:
«Консул Савиний вступил сегодня в отправление свои; служебных обязанностей».
«В винном погребе произошла драка. Хозяин лавки опасно ранен».
«Меняла Анзидий бежал, захватив большую сумму денег Он был задержан, и все деньги были найдены при нём».
«Разбойник Дениофан, недавно пойманный, сегодня утром был казнён».
«Титаний приговорил к наказанию мясников, продававших мясо, не предъявленное к предварительному освидетельствованию»1.
В средневековом Китае существовал свой вариант «печатной прессы». Однако по-добные явления были лишь эпизодическими.
Эпоха подлинного расцвета средств массовой коммуникации началась в XIX веке. Хотя первое средство массовой коммуникации — печать — возникла в XVII веке, истинно «массовый» характер она приобрела также в XIX веке.
Массовая коммуникация обладает рядом специфически; черт:
1. Массовая коммуникация, как правило, однонаправлена. Получатель сообщения, реципиент, не имеет возможности «ответить» на него. Письма и звонки читателей, зрите-лей и слушателей в редакции играют весьма; незначительную роль в функционировании средств массовой коммуникации.
2. Массовая коммуникация представляет собой не обмер информацией, но целена-правленное информационное
1 История печати: антология. — М.: Аспект-Пресс. 2001. Т. 1 С. 36.

воздействие со стороны «коммуникатора», отправителя сообщения, на массовую аудиторию, которое может вызывать разнообразные последствия (поведенческие, установочные и т.д.).
3. Массовая коммуникация осуществляется специализированными организациями (средствами массовой коммуникации или массовой информации — СМИ) и представляет собой отдельную сферу профессиональной деятельности, требующую специальной подготовки и регулируемую формальными нормами (как правовыми, так и профессио-нальными). Следовательно, массовая коммуникация приобрела в современных общест-вах институциональный характер.
4. Сообщения СМИ адресованы огромной аудитории, состав которой весьма не-однороден, что обусловливает различную реакцию на те или иные сообщения.
5. Отправителем сообщения выступают, как правило, не индивиды, а некие кол-лективные субъекты, профессиональные организации. Это в первую очередь сами СМИ, но также и политические партии, иные влиятельные заинтересованные группы, стремящиеся использовать возможности СМИ для достижения собственных групповых целей.
6. Коммуникация осуществляется с помощью технических устройств, тип которых влияет на характер восприятия сообщений.
7. Массовая коммуникация, как правило, многоканальна, информация передаётся в виде сочетания печатных текстов, устной речи, изображений.
8. Институты массовой коммуникации многофункциональны. Их задачи выходят далеко за рамки передачи информационных сообщений. В частности, они играют заметную роль в политическом процессе, выполняют важные экономические функции, явля-ются одним из наиболее значимых агентов социализации и т.д.
Распространение институтов массовой коммуникации в современных обществах формирует особую коммуникативную среду.
Человек всегда погружён в определённую коммуникативную среду — объекты его окружения насыщены смыслами несут определённые сообщения. Даже природные объект наделены какими-то специфическими значениями. Однако распространение средств массовой коммуникации, особенно телевидения, а теперь и интернета, создаёт фактически новую коммуникативную среду — особую виртуальную реальность. Чело-век, не являющийся членом соответствующей профессиональной группы, не участвует в её функционировании (или участвует в весьма ограниченном объёме) — он в основ-ном наблюдает. Но складывается парадоксальная ситуация — события, происходящие в этой виртуальной сфер становятся для человека не менее, а часто и более важными значимыми, чем так называемая «реальная жизнь». Сан повседневная реальность начи-нает восприниматься человеке сквозь призму тех значений, которые продуцируют средств массовой коммуникации. Человек сверяет свою жизнь с виртуальными моде-лями, формирует своё мнение, оглядываясь на информацию, которую предоставляют ему телевидение, радио, газеты.
Ещё один интересный эффект функционирования современных средств массовой коммуникации — многоканальное их воздействия при явном доминировании визуаль-ного канала. Выше уже говорилось о колоссальном значении возникновения письмен-ности, том культурном повороте, который она произвела. Но распространение телеви-дения отодвину; текстовую информацию на второй план. Сегодня, как и более ранние эпохи, в культурной коммуникации огромную роль начинают играть изображения, «картинки» — как «движущиеся», так и неподвижные.
Визуальное, образное, восприятие подразумевает изменение форм мышления, не-которую его архаизацию (современные исследователи, например У. Эко, говорят даже о возрождении магического мышления), а также «мозаичность» фрагментарность. Воз-никновение интернета позволило определённой степени укрепить пошатнувшиеся по-зиции печатного текста как носителя информации. И тем не менее,
визуальность, с точки зрения нанотехнологий XXI века, более перспективна.
Обо всём этом будем говорить подробнее далее. Здесь же важно отметить, что новые формы коммуникации (электронные) в очередной раз глубоко меняют культуру и челове-ческое мышление.
Широкое распространение массовой коммуникации в современных обществах при-нято связывать с техническим прогрессом, изобретением технических устройств, позво-ляющих тиражировать информацию, сообщения, передавать их на огромные расстояния. Действительно, без технологического прогресса массовая коммуникация была бы невоз-можна. Однако её распространение в современных обществах связано и с другими причи-нами, прежде всего со структурными изменениями, которые переживают общества, всту-пая на путь модернизации.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Специфика массовой коммуникации» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ІНФОРМАЦІЙНЕ ТА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ СТВОРЕННЯ НАУКОМІ...
Аудит дотримання нормативних вимог П(С)БО 1 «Загальні вимоги до ф...
Технічні засоби захисту інформації
Період окупності
Что же такое 3G… 4G… и кто больше?


Категорія: Соціологія масової комунікації | Додав: koljan (15.12.2012)
Переглядів: 1106 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП