Важнейшим объективным условием укрепления российского общества, государства и конфликтным процессом является формирование российской нации. Только одновременно с формированием сплоченной многонациональной российской нации мы можем создать великую, демократическую, процветающую Россию. Если такая цель стоит перед нашим обществом, серьезные конфликты на этом пути неизбежны. Естественной предпосылкой формирования российской нации является советский народ. Это была реальная интернациональная общность, сложившаяся на пространстве СССР. В рамках этой исторической общности существовало два уровня самосознания людей: 1) советский, когда сознавали себя представителем советского народа; 2) этнический, когда сознавали себя представителем определенного этноса. Советская общность, рожденная на основе общей идеологии, общей государственности, общей экономики, общей исторической судьбы, демонстрирует свою жизнеспособность и сейчас, являясь основой и СНГ, и формирующейся российской нации. Советский народ – подлинное достижение советского периода нашей истории. Решающим фактором конституирования нации является осознанное стремление людей быть единым народом и жить вместе. Однако такое стремление возникает и питается не только общностью языка, культуры, традиции и т.д., но и общим благополучием жизни, общей атмосферой довольства жизнью, страной, в которой живешь. В то же время национальная самоидентификация в державно-государственнической, а также в либерально-демократической формах оказывает громадное влияние на улучшение качества жизни, общую атмосферу в отношениях между людьми, народом и государством. Прав В. Тишков, утверждая, что нация – это прежде всего гражданско-правовое понятие, характеризующее принадлежность людей к определенному политическому целому – государству:
Перед Россией стоит задача строительства многокультурной нации на основе двойной и не взаимоисключающей идентичности (культурно-этнической и государственно-гражданской) граждан страны как наиболее обещающей и конструктивной формулы новой России... Эта формула предполагает стратегию постепенной деэтнизации государственности и деэтатизации этничности, не ставя под сомнение существующий институт экстерриториальных автономий (Выделено мною – С.В.). Эта формула создает условия и стимул для России двигаться к гражданскому обществу и демократическому государству, в котором соблюдались бы права человека и сохранялась этническая мозаика общества.* * Тишков В.А. Что есть Россия? // Вопросы философии. 1995, № 2. – С.9.
При таком понимании национальное сообщество (нация), национальные ценности дополняются политико-правовыми ценностями гражданского общества, основанного на языковых и духовных ценностях государствообразующей нации – русской. Русским, татарам, башкирам и другим народностям России предлагается постепенно превратиться в россиян – граждан, имеющих в истории русские, татарские башкирские и подобные этнические корни. Этому благоприятствует неразвитость русских, башкир, татар и других этносов (народностей, в советской терминологии) в полноценные нации. В случае такого пути российские этносы как исторические общности постепенно дополняются общностью гражданской (российской), а этническая природа наций образует содержание российско-гражданской. Такой путь предполагает многочисленные социальные конфликты, которых нельзя допустить до стадии развертывания: их нужно урегулировать и разрешать на стадии становления. Анализ ситуации показывает, что национально- и регионально- сепаратистские тенденции в стране, в условиях ослабленного центра, еще не утихли, но такая политика встретит поддержку населения. Многочисленные жертвы национал-сепаратизма среди нас. Такой путь даст возможность русским продолжить свою государствообразующую и культурообразующую функции вместе с другими народами страны уже не в качестве старшего брата, а на равноправной основе. Рассмотренная нами выше американская модель «плавильного котла национальностей» для России развивает и продолжает советский вариант межнационального и национального развития, исторически сложившийся на евразийском пространстве. В истории России нации не русифицировались, а объективно развивались в направлении национально-государственного самоопределения в форме русской культуры. Этапом этого процесса были отмена губерний и образование СССР. Венцом этого длительного процесса стали распад СССР и образование СНГ, освобождение и самоопределение наций. Этот процесс, вероятнее всего, не закончен и продолжается как на территории СНГ, так и в самой России. Поэтому примирение многих наций в составе РФ, превращение их в россиян будут способствовать преодолению естественных социальных конфликтов в межнациональной сфере на более высоком гражданском и духовном уровне. В. Тишков в своей статье, написанной в 1995 г., когда развал социалистического строя, усугубленный ошибками номенклатурных либералов, был виден невооруженным глазом, писал:
Этничность – это наиболее доступная и понимаемая гражданами основа для массовой мобилизации и коллективного действия (выделено мною – С.В.) в условиях коллапса централизованного государства и его идеологии, это капитал и средство переговоров для достижения престижа, власти и ресурсов, особенно в процессе гигантского перераспределения ранее отчужденной от граждан власти и собственности. Наконец, групповая этническая солидарность – это своего рода убежище и комфортная ниша для человека в ситуации внешних вызовов нестабильности социального пространства.* * Тишков В.А. Указ. соч. С.8-9.
Это утверждение можно использовать и для обоснования необходимости формирования российской нации, которая станет 1) и комфортным убежищем многим народам, в том числе и русскому, после наглядного процесса межнациональных конфликтов, всеобщего озверения и обнищания, и 2) формой массовой мобилизации и коллективного действия разных этносов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Конфликты формирования российской нации» з дисципліни «Соціальна конфліктологія»