Коллективизация, индустриализация, победа в Великой Отечественной войне, восстановление народного хозяйства, достижение ядерного паритета с США, образование интернациональной общности – советского народа и т.п., казалось бы, свидетельствовали о прочности СССР и о тщетности пророчеств его распада. Все это было достигнуто прежде всего за счет русской госу-дарствообразующей нации. Она служила СССР внутренней связывающей во всех отношениях (языковой, культурной, экономической, военной и т.п.) силой и потому не стала полноценным субъектом СССР, как другие нации. Во всех, кроме РСФСР, союзных республиках именно титульные нации оказались субъектами Союза, хотя эти республики и были многонациональными (Армения, Латвия, Украина и др.). Надэтнонациональное положение русских в царской России и СССР – не случайный факт, а следствие абсолютно правильного и разумного, глубоко укоренившегося в дворянской, интеллигентской и просвещенной городской среде, представления о духовно-культурной основе национальной идентификации (самоопределения): к русским относили представителей всех наций, которые были носителями русской культуры – бытовой и высокой. Поэтому обособление русских в отдельный субъект Союза (а теперь и РФ) было просто невозможно, так как привело бы к распаду страны. Не случайно в конце XX в. страны ЕС используют опыт царской и советской России: у Европейского Сообщества нет национального лица. И в этом залог дальнейшего интернационального сближения европейских народов и государств.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Надэтнонациональное положение русских» з дисципліни «Соціальна конфліктологія»