Объективно существующий в онлайне мир становится для пользователя таковым только через процесс осознания, важной стадией которого является социализация1. В настоящем параграфе мы рассмотрим указанное понятие и предложим авторскую модель социализации индивидов в киберпространстве. Социализацией в киберпространстве назовем процесс вхождения (интеграции) пользователя в социокультурную среду посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований. Индикаторами социализации выступают уровни электронной грамотности и информационной культуры индивида. Далее в этом параграфе мы осуществим экспликацию приведенной дефиниции и предложим концептуальную схему социализации применительно к многоэтапному процессу адаптации индивида в сетевом социуме. Социализация индивида предполагает разворачивающийся во времени процесс социальных взаимодействий. В процессе социализации «индивиды (через социальные институты, средства массовой информации, конкретных агентов социализации) интерио-ризируют ценности и нормы своей культуры и субкультур референтных групп. В случае отсутствия, противоречивости или деви-антности норм социализация оказывается слабой, формируются особенности личности или психологии группы отклоняющейся направленности, могут проявиться и патологические особенности. В результате социальных потрясений могут наблюдаться также явления десоциализации и ресоциализации (в различной степени успешные). Затем, в определенных ситуациях, происходят пер- 1 Несмотря на то что в классической социологии существует несколько моделей процессов социализации, разработанных Эмилем Дюркгеймом, Чарльзом Хортоном Кули, Дж. Гербертом Мидом, Эриком Эриксоном и рядом других авторов, само понятие чрезвычайно расплывчато и отсутствуют признаваемые всем научным сообществом дефиниции. 90 вичные, а затем и вторичные отклонения, приводящие к стойкой девиантности »2. Процесс социализации сочетает в себе как свободный выбор паттернов информационных взаимодействий, так и принуждение, а также санкционирование сетевым социумом тех или иных коммуникативных практик. При этом принуждение проявляется еще в процессе освоения родного языка, организующего мышление индивида (впоследствии, при осуществлении интеракций в глобальных телекоммуникационных сетях, язык станет одним из факторов информационной стратификации). Первое знакомство личности с социальной реальностью телекоммуникационных сетей осуществляется в процессе первичной социализации. В отличие от первичной социализации в офлайне, которая начинается с момента рождения ребенка (для которого окружающий мир изначально является социальной реальностью), нижний возрастной порог первичной социализации в киберпространстве установить практически невозможно. Последний тезис объясняется достаточно просто: процесс первичной социализации начинается с момента получения актором информации о существовании феномена киберпространства (компьютеров, аппаратов сотовой связи и других аналогичных технических артефактов), сам же момент первоначального информирования зависит от множества социально-экономических, политических и иных факторов. Процесс первичной социализации, в свою очередь, разделим на два этапа: архетипический и инструментально-когнитивный. В процессе архетипического этапа первичной социализации субъективная реальность киберпространства формируется у индивида на основе культурных артефактов: знакомства с публикациями масс-медиа, рекламными объявлениями, кинофильмами, книгами, рассказами других акторов и т.п.3
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социализация пользователей в киберпространстве» з дисципліни «Соціальна структура віртуальних мережевих спільнот»