ЛИЧНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ВИРТУАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ
Личность в виртуальной среде -это отдельная система действия со своим собственным когнитивным центром, собственными информационными императивами. Таким образом, применительно к киберпространству можно вести речь не просто о символическом мире, созданном личностью пользователя для себя, а о интерсубъективном мире, структура которого является общей для акторов, действующих в виртуальной среде. Как в свое время было доказано еще Максом Вебером, представление личности о мире и есть этот мир, а само же представление определяет поведение личности в мире, который в нашем случае носит название социальная структура. Внутригрупповые и межгрупповые отношения, осуществляемые в рамках социальной структуры, являясь продуктом воплощения социальности людей, в свою очередь, воздействуют на индивида, трансформируя его в общественное существо — социальную личность. Следовательно, «социальная система может рассматриваться не только как определенное множество социальных групп, но и как определенное множество индивидов. Индивиды являются такими же равноправными элементами системы на индивидуальном уровне ее организации, как и группы на групповом уровне»1. Используя аналогию с физическими процессами, в частности с принципом относительности Нильса Бора2, можно утверждать, что исследование процессов функционирования личности и соци- 1 Сушков РМ*. Психология взаимоотношений. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 18. 2 В соответствии с принципом относительности Нильса Бора описание физических явленийдоступных человеку объектов и описание невидимых артефактов на уровне атомов не исключают друг друга, но взаимно дополняются. 72 альной группы не исключают одно другого, но взаимно дополняют. В киберпространстве, как впрочем, и в офлайне, условием существования личности непременно является другой индивид, и особенно наглядно это наблюдается в том случае, когда другой становится предметом рефлексии. Именно действительное или предполагаемое присутствие в телекоммуникационных сетях «рядом» с индивидом иных акторов оказывает важнейшее влияние на социальные практики. Люди социальны не потому, что они схожи, но потому что существуют различия, в частности, в умениях, навыках, интересах и мотивах деятельности в киберпространстве. Соответственно, личности, осуществляющие на регулярной основе взаимодополняющие виды деятельности, неизбежно создают социальную структуру, и в настоящей главе автор насколько возможно детально раскрывает указанную проблематику. Первый параграф главы полностью посвящен рассмотрению базового социологического понятия «личность» и представлениям о ней в социологии виртуальных сетевых сообществ. Разделяемые индивидом социальные нормы и ценности, в конечном счете, формируют систему представлений об окружающем пользователя виртуальном мире. Дифференциация в рамках сообществ социальных ролей имеет следствием свою противоположность, а именно интеграцию участников сообщества, в первую очередь, благодаря тому, что индивиды обязаны кооперироваться для достижения поставленных в рамках коммьюнити целей. Однако для того, чтобы успешно осуществлять кооперацию, индивиду необходимо понимать базовые принципы функционирования соответствующих социальных структур3. Понятие «социализация», ставшее частью классического социологического дискурса в 30-е годы XX века, с появлением телекоммуникационных сетей получило развитие, позволившее лучше понимать сущность и механизмы процесса интеграции личеости и группы. Во втором параграфе нами предложен авторский вариант теоретической модели социализации пользователей в киберпространстве. При этом для полноты раскрытия темы мы будем вынуждены затрагивать социальные практики не только в онлалне, но и в офлайне.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЛИЧНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ВИРТУАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ» з дисципліни «Соціальна структура віртуальних мережевих спільнот»