Теоретические основы изучения феномена социальной структуры виртуальных сетевых сообществ
С развитием глобальных и локальных телекоммуникационных сетей перед наукой встает проблема методологии социоструктур-ного анализа виртуальных сетевых сообществ. Как известно, термин структура происходит от латинского structura, обозначающего строение, расположение, порядок, т.е., говоря современным языком, речь идет о расположении и взаимосвязи составляющих целое элементов. В настоящей работе, если то специально не оговаривается, под термином «структура» будем в дальнейшем понимать «социальную структуру». В «Российской социологической энциклопедии» дается следующее определение социальной структуры: «Структура социальная - определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей. Основные свойства социальной структуры могут быть рассмотрены в зависимости от переменных: 1) отношения, взаимоотношения, взаимозависимость; 2) регулярность, внутреннее разнообразие, постоянство; 3) фундаментальность, существенность, глубина измерения; 4) детерминирующее, ограничивающее, контролирующее воздействие по отношению к эмпирически наблюдаемому явлению»1. В социологической науке вопросам исследования структуры уделялось значительное внимание. На наш взгляд, можно выделить четыре исследовательских подхода. При этом необходимо подчеркнуть, что в зависимости от предмета исследования и поставленных задач возможно использование разных методологических подходов. Один исследовательский подход связан с именами Эмиля Дюрк-гейма и представителей классической школы функционалистов, которые рассматривали социальную структуру с точки зрения со-
Налетова АД. Структура социальная // Российская социологическая энциклопедия. С. 542. 37
циальных норм, ценностей и институтов. В этом контексте рассматриваются внешние, объективизированные, принудительные для всех членов общества социальные факты, а также коллективные представления. На этот подход в значительной мере ориентировано наше исследование, поскольку существуют объективные структуры, способные направлять или же подавлять волю участников социальных взаимодействий. Другой исследовательский подход принадлежит Георгу Зимме-лю и сторонникам теории обмена (социального бихевиоризма), делавшим акцент на осмыслении интеракционного измерения -связанных с данной общностью и типичных для нее взаимно ориентированных коммуникативных взаимодействий. Третий подход связан с именами Макса Вебера и Карла Маркса, изучавших влияние расслоения общества на социальную структуру. Четвертый подход связан с развитием феменологической социологии и этнометодологии и ассоциируется с именами Эдмунда Гуссерля, Альфреда Шюца, Томаса Лукмана и их последователей. В разрезе этого подхода упор делался на совокупности разделяемых индивидами идей, убеждений, взглядов, образов, которые, в отличие от норм и ценностей, не обладают принудительной силой, но являются категорическими, устанавливающими2.
2 В качестве примера основанных на принципах феменологической социологии и этночетодоло-гии публикаций современных авторов назовем несколько работ, в той или иной степенизатрагивающих тематику социальных взаимодействий в киберпространстве Анализ повседневных взаимодействий женщин с современными технологиями проведен в сборнике работ«Cyborg lives?: women's technobiographies*. Редакторы издания британские ученые Флис Энвуд(Fhs Henwood), Элен Кеннеди (Helen Kennedy) и Нод Миллер (Nod Miller) сделали попыткуанализа трансформации изменения ценностных ориентации, в разрезе этнической принадлежности, возраста, субкультурной идентичности респондентов. Книга предоставляет достаточноинтересный материал для вторичного анализа, однако низкая репрезентативность выборки иоднобокая гендерная ориентация резко снижает ценность работы (см.: Cyborg lives?: women'stechnobiographies / Henwood F., Kennedy H., Miller N. (eds.). York, UK: Raw Nerve Books, 2001).Еще один исследователь из Великобритании - Сью Томас (Sue Thomas) выстроила свою книгув духе поп fiction, т.е. сосредоточилась на описании личных ощущений в онлайне. При этомисследователь постоянно сравнивала субъективно воспринимаемые координаты в офлайне и вонлайне, рассказывала о возникающих проблемах осуществления социальных взаимодействий,измененной идентичности и т д. Монографию Сью Томас интересно читать, однако практически невозможно использовать для построения моделей социальных взаимодействий в киберпространстве и, тем более, в целях анализа социальных структур. Заинтересованного читателяотсылаем непосредственно к тексту: Thomas S. Hello World: travels in virtuality. York, UK: RawNerve Books, 2004. Молено и дальше приводить примеры публикации, основанных на использовании принципа феменологической редукции, смысл которого состоит в имплицитном предположении о том, что киберпространство есть творение нашего сознания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теоретические основы изучения феномена социальной структуры виртуальных сетевых сообществ» з дисципліни «Соціальна структура віртуальних мережевих спільнот»