СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Анализ международного опыта реализации молодежной политики свидетельствует о том, что переход к рыночным отношениям требует создания и реализации целостной социальной политики как по отношению ко всей молодежи, так и к отдельным ее социальным группам. Такая политика строится исходя из особенностей основных проблем юношей и девушек и призвана облегчить процесс социализации молодежи, обезопасить ее от последствий различных социальных конфликтов, в том числе между молодежью и государством. Конкретным средством для реализации социальной политики среди молодежи является система социальной работы. Социальная работа — это профессиональная или волонтерская деятельность, направленная на гарантированную поддержку и предоставление социальных услуг человеку. В широком смысле слова социальная работа — это деятельность различных социальных служб (государственных, частных), а в узком — влияние специалистов по социальной работе на личность в целях оказания ей помощи в самоуправлении [6, 87]. В течение многих десятилетий в бывшем СССР, декларировавшем всеобъемлющую поддержку и защиту прав человека, считалось бессмысленным и ненужным создавать некую систему социальной работы. Парадоксально, что впервые о ней, как и о специальности социального работника, речь зашла лишь в конце 80-х годов, а сама профессия "социальный работник" в государственных документах появилась (юридически оформилась) лишь в 1991 г. К этому времени во многих странах, и прежде всего в европейских — Германии, Англии, Дании, Испании и др., социальная работа уже существовала как целостная система теоретических аспектов и реальной практики. Правда, в 60—70-х годах в СССР в педагогической практике были все же предприняты попытки создать собственную систему социальной работы, в частности сформировать такую работу в микрорайонах, по месту жительства: были введены должности организаторов внеклассной и внешкольной работы, педагогов-организаторов жилищно-коммунальных служб, воспитателей в домах культуры, клубах и т. п. Однако дальше "жековской педагогики" дело не пошло, в то время как в других странах наблюдался бум социальной педагогики. Одним из основных методологических принципов социальной работы с молодежью является принцип целостности личности, /77. е. органическое единство природно-биологической, деятельно-стной и духовной сторон. Это обусловлено тем, что в демократическом обществе центральным звеном в системе ответственности за результаты деятельности является сам человек (личность). Субъективируется сама по себе оценка деятельности человека, и на этой основе возникает механизм саморегуляции отношений между обществом и отдельными его членами (гражданами). "В ходе совместного взаимодействия индивидуума с социальной средой, — пишут С. Кротюк, И. Зверева, — осуществляются изменения в обществе в направлении большей ориентации на человека, совокупность его социальных интересов" [2, 105}. Упомянутые авторы выделяют два основных принципа, которые призваны обеспечивать эффективность социальной работы: • принцип гарантий, т. е. предоставления молодому человеку со стороны государства гарантированного минимума социальных услуг, прежде всего необходимых для его развития и самостоятельной жизни; • принцип социальной компенсации — обеспечения правовой и социальной защиты молодых граждан, компенсации возрастной ограниченности и социального статуса подростков и молодежи [2, 110-111]. Вся социальная работа с молодежью в Украине строится на основе принципов ее социального становления и развития, заложенных в Законе Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" от 5 февраля 1993 г.: • уважение общечеловеческих ценностей, прав человека и народов, исторических, культурных, национальных особенностей Украины, ее природы; • непосредственное участие молодежи в формировании и реализации политики и программ, которые касаются общества в целом и молодежи в частности; • учет потребностей молодежи, соотнесение их реализации с экономическими возможностями государства; • доступность для каждого молодого гражданина социальных услуг и равенство правовых гарантий; • ответственность государства за создание условий для саморазвития и самореализации молодежи; • единство условий государства, всех групп общества, политических и общественных организаций, предприятий, организаций, учреждений и граждан в социальном становлении и развитии молодежи; • ответственность каждого молодого гражданина перед обществом и государством за соблюдение Конституции, законодательства Украины [1, 170-171]. Социальная работа с молодежью преследует цель создания условий, способствующих социальной ориентации и самореализации молодежи в ее собственных интересах, а также в интересах общества, государства. По существу, она осуществляется в двух основных направлениях: с одной стороны, как социальная опека, предоставление различных видов социальной помощи отдельным незащищенным категориям молодежи, а с другой — это социальная деятельность, всецело направленная на раскрытие творческого потенциала молодежи и формирование у нее "иммунитета" к различным негативным явлениям.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА» з дисципліни «Соціологія молоді»