Зомбарт выдвинул тезис, что иудаизм является одним из первоначальных факторов, повлиявших на становление капиталистических отношений1. Еврейское богословское мышление было заранее наиболее приспособлено к существу капиталистического духа и капитализма. Все остальные факторы, повлиявшие на их развитие, так или иначе вытекают из иудаис-тской религии. Она формировала торговый народ, который реализовывал власть денег как компенсацию политической власти. Зомбарт подчеркивает наличие в иудаизме благотворных для развития капиталистического духа учений: благоприятие богатства и зажиточности (отсутствие идеала бедности), всеобъемлющее развитие рационализма, двойная мораль (отношение к евреям и не-евреям — чужим), запрета (разрешения) роста денег, свободы торговли и промышленности и др. Они имеют место в еврейской ментальности и способствуют процессу отбора задолго до появления христианской религии и начала ее воспитательного (педагогического) влияния. В этом было огромное преимущество евреев перед всеми остальными народами в деле служения капитализму (12, 202). Тем самым Зомбарт отодвигает границы его возникновения в седую древность. В частности, благодаря своеобразию судьбы еврейского народа, рассеянного по всему миру, сформировалась двойная мораль по отношению к соплеменникам и чужим (гоям). Иудаизм заключает в себе заповедь «запрета роста для соплеменников» («ближних») — беспроцентный заем как форма взаимопомощи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Иудаизм. Еврейский вопрос» з дисципліни «Історія і теорія соціології»