Упорядочение всего необозримого фактического материала Зомбарт проводит на основе хозяйственного принципа и, начиная с эпохи Каролин-гов, выделяет три системы хозяйства (9, 13): а) самодовлеющее хозяйство (крестьянское и поместное); б) ремесло (потребительское); в) капитализм (для наживы). В соответствии с этими системами он выделяет три хозяйственные эпохи с присущими им способами хазяйствовапия. С их помощью изображается структура хозяйственной жизни в течение этих эпох: что думали, чего хотели, что делали хазяйствующие субъекты. В результате сложилать картина совокупного, общественного хозяйства европейских народов с VIII по XIX века (схема). В ней, с точки зрения «новой системы хозяйства, та эпоха, в которую новый принцип хозяйствования действует в рамках старого порядка, будет ранней эпохой, с точки зрения старой системы хозяйства — поздней эпохой» (9, 15). Между ними лежит эпоха расцвета данной системы, когда получает полное развитие дух лишь «одной хозяйственной системы». Устанавливая генезис и развитие капиталистического хозяйственного духа, Зомбарт задает следующий алгоритм развития капитализма: возникновение, становление, стагнация. Данная схема выражет тенденцию к постоянному ухудшению всего исторически единственного и однократного, каким является и капитализм1. Эта антипрогрессистская линия его эволюции направлена против учений, рисующих линию восходящего развития хозяйственных формаций (способов производства). Согласно Зомбарту, нет исторически более прогрессивных хозяйственных форм — «наивысших» по отношению к «предыдущим»: предпринимательская (героическая) сменяется мещанской (торгашеской), а современный капитализм имеет тенденцию к разложению. При этом каждая форма имеет историческое право на существование. Поэтому в исторческой эпохе они господствовали по «преобладанию». Отсюда вытекает не «снятие» (Гегель) предыдущего более «высоким», а подготовка первым последующего этапа хозяйственной жизни. В последнем происходит сочетание (констеляция) хозяйственных форм, имеющих разную природу. В результате образуются сложные системы хозяйствования, в которых определенный дух составляет содержание (степень экстенсивного и интенсивного) хозяйственных действий большей части хозяйствующих субъектов. В этом суть зомбартовской концепции органичес-ко-эволюционного развития капитализма. Связанность форм капиталистического хозяйствования, удовлетворяющих исторические жизненные потребности, ис дает оснований подвести их 1 Это вполне в духе философии жизни, рассматривающей внутри «исторических индивидуальностей» повторяющиеся стадии эволюции каждой эпохи как фазы «органического цима»; а) рождение (генезис), б) молодость (ранняя), в) зрелость (поздняя), г) старость (стагнация). 323
Концепция органическо-эволюционного развития капитализма В. Зомбарта ...Мы обнаружим отдельные элементы, из кото- Капитализма нет, если рых сросся воедино капиталистический дух...: нет капиталистического предпринимательский дух и мещанский дух... духа. Эпоха докапиталистического Эпоха ран не капиталистического Эпоха современного хозяйствования (VIII-XU вв.) хозяйствования (XIII— ХУШвв.) капитализма (XIX в.) Эмпирическое, традиционное хозяйство Расходное хозяйство и принцип удовлетворения естественных потребностей.Жажда денег за пределами производства.Сеньориальный образ жизни: Господа Богачи Сеньоры.Идея пропитания: Крестьяне Бедняки Ремесленники (масса народная).Человек «мера всех вещей».Уверенный покой и органическая жизнь. Капиталистическое предприятие Мещанский дух Предпринимательский дух Экономический рационализм и принцип наживы (извлечения прибыли).Насильственный (героический) корень капитализма и «фаустовский порыв»: Разбой Изобретательство Кладоиска-тсльство Военный походСеньориальный образ жизни: Разбойники Феодалы БюрократыТоргашеский корень капитализма (влияние еврейства): Ссуда денег Грюндерство Биржевая игра ОтчетностьМещанский образ жизни: Спекулянты Купцы Ремесленники Хозяйствование ради хозяйствования Высочайший рационализм и безграничная нажива.Рыночная механика. Современная техника. Бюрократизация.Упадок религиозной веры и морали.Утрата «фаустовского» порыва.Тенденция «ожирения» и рантьер-ства.Уменьшение рождаемости.Вытеснение живого человека с его счастьем и горем.
под какой-либо закон. Вместе с тем, все формы хозяйствования европейских и американских народов шли путем утраты энергии «фаустовского порыва» (измельчания, ожирения, рационализации и бюрократизации). В этом все же проявляется закономерность — социологический закон «дороги ожирения» капиталистического духа. «Это измельчание в сытое рантьерство или усвоение сеньориальных замашек* (12, 273), то есть привыкание предаваться роскоши и вести жизнь сельского джентльмена. Поэтому анализ исторического ритма хозяйственных форм Зомбарт завершает вопросом: «Что принесет будущее?» И дает ответ, имеющий весьма туманные контуры: «Что будет тогда, когда капиталистический дух, в конце концов, лишится своей теперешней энергии, нас здесь совершенно не касается. Быть может, великана тогда, когда он ослепнет, выдрессируют, чтобы тащить демократическую культурную тачку. А может это будут сумерки богов. Золото будет возвращено Рейну. Кто знает?» (12, 274). Но «золотой век» позади1.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Антипрогрессистская концепция капитализма» з дисципліни «Історія і теорія соціології»