Основу историко-социальной концепции Тенниса составлят установка, что в ходе развития культуры противостоят друг другу две эпохи: эпоха общества приходит на смену эпохе общности1. Тем самым его концепция сводит социологию к «социологии культуры» — наукам о культуре в духе виндельбандовско-риккертовского неокантианства. В этом отражается ориентация Тенниса на социологический номинализм с его индивидуализирующим (идеографическим) подходом к историческим событиям как единичным (уникальным) — неповторяющимся «историческим индивидуальностям». Связывающим звеном между ними выступает его схема «чистых» (априори) понятий, которая создается с помощью геометрического метода (типа Гоббса и Спинозы), освобождающего форму (пространство) от содержания. По мнению Тенниса, формальная дедукция различных форм социальной жизни осуществляется вне оценочных суждений. Она свободна от влияния индивидуальных и групповых (классовых) интересов, эгоизма. Воля и разум (рациональное мышление) конструируют абстракции, которые позволяют достичь всеобщего и универсального социального знания. Таким образом, у Тенниса чистая социология — это абстрактная, теоретическая дисциплина, которая в понимании социального мира ослабляет историзм (немецкую историческую школу) в пользу рационального мышления — абстрактно-дедуктивных методов. Он выстраивает разветвленную систему «чистых» — внеисторических (идеальная конструкция) социологических понятий, с помощью которых конструирует схему социальной 1 Теннис разделяет идею разграничения «культуры» (присушен общности) и «цивилизации» (присущей обществу), развиваемую Н. Я. Данилевским, О. Шпен-глером и др. В рамках данной дихотомии общество подавляет (вытесняет) общность, первое есть вырождение второго, а общность есть «анти-общество». 309
эволюции1. Понятиям «общности» и «общества» он придал базисный характер (статус) и с их помощью типологизировал традиционную, интимную, «лицом к лицу» групповую организацию деревни и «эмансипированную», неличную групповую организацию города2.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Чистая (теоретическая) социология» з дисципліни «Історія і теорія соціології»