Социальное, по Теннису, возникает, когда сосуществующие люди находятся в состоянии «взаимоутверждсния». В качестве высшей инстанции социального существования человека, он определяет сознание. Последнее, в свою очередь, предопределяется волей: на основе своей воли (в духе Б. Спинозы и А. Шопенгауэра) люди вступают в отношения друг с другом. Сведение социальных отношений к волевому началу и составляет суть тен-нисовской психологизации социологии. Многие воли, согласуясь друг с другом, образуют «социальную волю». При ее реализации возникает сила, пробивающая дорогу вопреки другим волям, противостоящим ей. Социальные воли возникают во взаимодействиях людей как социальные сущности, которые можно «желать» или «мыслить» в качестве субъектов коллективного желания и действия — непосредственно переживаемое взаимодействие личностей. Тип воли определяет у Тенниса тип социальной связи. Он выделяет два типа воли: естественная инстинктивная воля и рассудочная избирательная воля. Естественная воля есть унаследованный (прошлый) от предков способ мышления и восприятия: она проявляется «во взглядах, нравах и совести» человека. Естественная воля является «психологическим эквивалентом тела» и предстает в формах инстинктивных влечений, привычек и памяти. В основе ее лежат бессознательные мотивы, с которыми уживается разумная воля. Поэтому данный тип воли предстает как воля, содержащая мышление. В связи с естественной волей рассматриваются аффективные, эмоциональные, полуинстинктивные побуждения и влечения, реализующиеся в деятельности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальная воля» з дисципліни «Історія і теорія соціології»