Немецкая школа социологии внесла серьезный вклад в становление социологического психологизма и развитие «понимающей социологии». Представителями данного направления являются Георг Зиммель (1858—1918), Фернанд Теннис (1855-1936), Вернер Зомбарт (1863-1941), Макс Вебер (1864-1920) и другие'. Их творчество приходится на переходный период в Германии от традиционного к индустриальному — промышленному капиталистическому обществу. Время радикальных перемен обусловило противоречивый характер формирования социального познания в рамках национальной культуры. С одной стороны, как противоборство с метафизикой, базирующейся на монизме, диалектике и детерминизме, ведется полемика с гегеле веко-марксистской философской системой. С другой — полемика со школами «одного фактора», абсолютизирующими влияние того или иного фактора на общественное развитие. Развитие социологического психологизма в Германии исходит из установки, что единственная точка зрения, с которой можно рассматривать все социальные явления, связанные с совместной жизнью людей, — психологическая. Отсюда вытекает предпосылка приоритетного влияния комплекса психологических (психических) факторов на человеческое бытие в дезинтегрированные (переходные) периоды общественного развития. Духовная атмосфера конкретного исторического периода — вот ключ к «пониманию» и трактовке соответствующих ему экономических, политических, социальных и других процессов. Данный подход формируется па основе историка -феноменологической концепции анализа социальных явлений, поставившей под сомнение возможности позитивистского (естественнонаучного) «объясняющего» подхода к обществу. Во-вторых, парадигма социологического психологизма формируется как плюралистическое и эклектическое направление, успешно опирающееся на различные конкурирующие и альтернативные основания: индивидуал ь- ные, групповые и социетальные психологические факторы в соответствии с целями и задачами исследования. Традиции немецкой науки о «национальном духе», «психологии народов» обусловили интерес к проблематике содержания «национального духа» и меньше всего — к вопросам «масс» и «массового поведения».
1 В немецкоязычной Австрии формирование идеи социологического психологизма связано с именами Людвига Гумпловича (IS38) и Густава Ратценховера (1842—1904), натуралистически акцентирующих проблематику социопсихологического группового взаимодействия (социальный конфликт, борьба за существование, господство, насилие, подчинение, сотрудничество и др.). Находясь под влиянием идеи Спенсера и Дарвина, они примкнули к направлению социального дарвинизма. 289
Определяющее влияние на немецкую школу социологии оказали идеи философии истории и понимающей психологии В. Дильтея, непосредственно подготовившие формирование социологического психологизма и появление понимающей социологии в Германии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Немецкая школа социологии» з дисципліни «Історія і теорія соціології»