Во второй половине XIX века актуализируется проблематика психической (псюхе — душа) реальности как медиатора между двумя мирами; живым и искусственным (культурным). При этом перетекание психических (духовных) явлений — сознания, эмоций, воли и т, п. — в человеческие отношения и рукотворные предметы инициирует представления о социальном мире как психокультурном комплексе.
Природа Культура Физиологические органы Социальные артефакты душа (псюхе)
— предметы (искусственная сфера) — знаки (репрезентанты)
Внимание привлекают вопросы о роли «психического» в жизнедеятельности общества: субъективной свободы, значения выбора и воли в жизни человека, знакового общения, ценностного познания и др. Духовная жизнь как сфера культуры и творчества выступает теперь в качестве социально-исторической действительности (реальности). Новое понятие — «жизнь» — предстает как мир, в котором действует тотальность духовной взаимосвязи жизненных единиц — индивидуумов, продолжающих себя в сообществах. ' В Балснской школе неокантианства проблема плюрализма разрабатывается в учении о ценностях— «аксиологический плюрализм». В нем выделяются два аспекта. Во-первых, утверждение, что любые ценностные концепции, системы равноправны и принципу монизма в познании нет места. Во-вторых, что ни одна из ценностей в рамках данной концепции не принадлежит к числу ведущих и принципу партийности в познании нет места. Из аксеологического плюрализма вытекает правило, что «все правы вместе, но никто в отдельности». Все самые необходимые и возвышенные ценности противоречат друг другу. Кроме того, и у людей, желающих одного и того же, всегда находятся взаимоисключающие аргументы. Поэтому невозможно служить лишь одной ценности, не попирая в той или иной степени остальные. При этом целесообразность решения не может быть доказана рационально, а борьба — это победа одной правды, если ты кругом прав, значит кругом неправ твой оппонент. Поэтому нельзя никаким направлениям, течениям отдавать предпочтение, а надо лишь проявлять эклектизм. 248
При этом духовные факторы рассматриваются как животворящая сила всего социокультурного процесса. Причастность всех людей (историческое существо) к жизни духа и их одинаковость обусловливают общезначимость положений наук о духе. Общие понятия, обеспечивающие всеобщность суждений и теорий, которыми они пользуются, являются результатом переживаний и пониманий. Среди наук о духе психология, занимающаяся непосредственно психической реальностью, становится основой и эталоном передового изучения человека (сообщества) и фундаментом для всех знаний о нем. Вместе с тем, Дильтей подразделяет психологию на объяснительную и описательную (понимающую).
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Понимающая» психология» з дисципліни «Історія і теорія соціології»