Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основоположники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектикой. «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» (19, 23, 22). В результате диалектика получила материалистическую интерпретацию и наполнилась онтологическим содержанием: она предстала как разветвленная система всеобщих принципов, законов и категорий движения и развития природы, человеческого общества и мышления (19, 20, 145) на уровне всемирно-исторического толкования действительности1. Энгельс писал по этому по- 1 Противоположное диалектической концепции развития рассмотрение предметов и процессов вне их внутренних связей основоположники марксизма называют метафизикой. Последняя, по их мнению, рассматривает вещи и их мысленное отражение как отдельные, неизменные, раз и навсегда данные, подлежашие исследованию в строгой последовательности и независимо друг от друга 190
воду: «Маркс и я были едва ли не единственными людьми, которые спасли из немецкой идеалистической философии сознательную диалектику и перевели ее в материалистическое понимание природы и истории» (19, 20, 10). Таким образом, диалектику как свойство духа и мысли марксизм перенес в недра материи и тем самым мистифицировал диалектический материализм, превратив его в спекулятивную конструкцию, носящую принудительный характер по отношению к действительности. Подход философского материализма к диалектике подразделяет ее на две взаимосвязанные формы, 1. Объективная диалектика — диалектика связей процессов природы и общества, которые протекают независимо от сознания. Мир един в своей материальности, и едина его диалектическая (онтологическая) структура. Взаимодействие всеобщих законов (основных и неосновных) диалектики образует единую систему материальных отношений, каждый элемент которой охватывает некоторую сторону развития. Движущей силой и источником развития признаются единство и борьба противоположностей, обусловливающие скачкообразную динамику изменений — скачкообразные переходы из одного качества в другое. Тем самым обосновывается правомерность «отрицания настоящего» посредством революций как способа разрешения антагонистических противоречий. 191
2. Субъективная диалектика — диалектика как логика и теория процесса мышления, отражающая в индивидуальном и общественном сознании диалектику объективного мира. В силу этого она имеет в принципе прямую задачу: воспроизводить реально существующие связи и отношения, не изобретать их из головы, а «открывать их при помощи головы...» (19, 20, 278). При этом диалектика понятий является лишь «сознательным отражением диалектического движения действительного мира». Однако закон единства и борьбы противоположностей, обосновывающий правомерность диалектического противоречия, в рамках субъективной диалектики оказывается несовместимым с законом непротиворечия («или — или») формальной логики. Последняя постулирует неправомерность в мышлении противоречия, нечто и утверждающего, и отрицающего в одном и том же смысле, отношении. В этом плане формальная логика антидиалектична, то есть не подчинена диалектике-материалистической основе. Она рассматривает диалектическое противоречие как неправомерное: оно есть попытка синтезировать взаимоисключающие суждения антиномического типа «и — и», то есть отрицание одного суждения другим (речка движется и не движется; исторический материализм — это и философская наука, и социология). Марксизм соединяет формальную логику и диалектику как структуры познающего мышления и наук, исследующих законы мышления, образуя диалектическую логику. В пей диалектика преодолевает абсолютизацию формально-логического материала, которая связана с метафизическим пониманием мира. Диалектическая логика, прорывая узкий горизонт формальной логики, содержит в себе зародыш «более широкого мировоззрения» (19, 20, 138). Вот уж поистине «марксизм всегда прав, прав он или не прав». В результате, в объятиях марксистских идеологов истина часто хрипела и извивалась в предсмертных муках, удушаемая их подчас невежественным самомнением и высокомерным пренебрежением реальностью под прикрытием авторитета науки. Согласно марксизму, познание всеобщих диалектических законов составляет марксистскую теорию и делает их самих эвристическим средством в дальнейшем исследовании природы, истории и самого процесса познания. В этом аспекте диалектика выступает как паука о принципах и законах мышления, играя общеметодологическую роль в марксизме. Одновременно она имеет и прикладную функцию: диалектика выступает и как всеобщий философский метод обоснования пути достижения (познания) истины и преобразования действительности. В этом выражается попытка основоположников марксизма «вернуть» философии обозначение науки. Таким образом, они игнорируют тот факт, что философия не является обобщением научного знания вообще, а выступает лишь как мировоззрение (19, 20, 142). Поэтому ее претезии на обще метод ологичс с кую роль и всеобщий метод по отношению ко всем научный дисциплинам — несостоятельны. В своих исходных положениях объективная и субъективная диалектика увязывается с решением основного вопроса философии. В результате философский материализм, соединенный с диалектикой, образует единое учение, для обозначения которого используются неологизмы «диалектический материализм» или «материалистическая диалектика» как синонимы. 192
Данное философское учение составляет ядро марксизма, законами и категориями которого в советское время морочили людям головы. Необходимо отмстить, что диалектика в марксистском понимании как бы «нависает» над человеком и обществом и носит принудительный характер. Об этом, в частности, свидетельствует ее принцип детерминизма — причинно-следственной объективной связи явлений природы и общества1. Вследствие всеобщей универсальной взаимосвязи все явления в мире взаимно обусловливают друг друга. Степень свободы какого-то явления, то есть возможность его движения или развития в том или ином направлении, ограничивается другими, взаимодействующими с ним явлениями. Основоположники марксизма, вслед за Гегелем, создали всеобъемлющую детерминистскую философскую систему, обосновывающую причинно-следственную определенность мира, заковывающую его в «наручники» необходимости. Кредо детерминизма (детерминаче — определить) — это утверждение определяющего влияния (моно) фактора — идеального, материального, экономического, технического, культурологического и т. п. на развитие действительности. Данная детерминация «сверху» обусловливает предопределенность се линии — прогресса, регресса, круговорота и т. п. Из этого следует неизбежный, провиденциальный или фатальный, ход событий, характеризующийся отсутствием свободы выбора. В частности, Гегель декларирует, что свобода есть познанная необходимость. Энгельс цитирует его: «Слепа необходимость лишь поскольку она не понята» (19, 20, 116). Далее: «Свобода... стоит в основном на познании не-обходимостей природы ... господстве над ними самими и над внешней природой...» (19, 20, 316). Отсюда вытекает, что свобода воли означает лишь способность принимать решения со знанием дела, то есть опираясь на знания законов природы и умение заставлять их действовать для определенных целей. Но тогда воля, творчество и деятельность людей лишаются смысла перед закономерностями «силы вещей» (логики событий), «игры» природных и социальных сил, ведь причинно-следственные связи действуют «как слепой закон природы» (19, 25, ч. И, 452), независимо от того, осознаны они как законы людьми или неосознаны. Тем самым принцип детерминизма ведет к максимальной регламентированности (запредельной стандартизации) всех сторон жизни социума. Он закрывает потенции инноваций и адаптации к изменяющимся условиям, что делает причинно-следственную определенность нежизнеспособной и обрекает общество на деградацию и разрушение. Детерминистическая картина мира оказалась несостоятельной там, где царит вероятность: индивидуальная инициатива, субъективные импульсы и девиации, волевые и творческие начала, свойства целостности и др. В ' Альтернативой детерминизму является индетерминизм, который отрицает или причинность вообще, или ее всеобщий характер. С позиции индетерминизма выступал Д. Юм, И. Кант, Б. Рассел и др. Так, например, Юм считал, что причинность в мире не существует, что она представляет собой привычку человека связывать свои ощущения определенным образом. К индетерминизму принадлежат также и функционал исты Р. Мертон, Т. Парсонс и др., заменяющие причинно-следственную связь функциональной зависимостью одного явления от другого. 193
результате, случайность и свобода воли обусловливают обрыв закономерностей (логики событий) и иррациональность (зигзаги, тайны) истории, не оставляя места детерминизму. Как образно заметил Гегель, этот мир испорчен на хороших логических основаниях. Интерсубъективная реальность непредсказуемо многообразна, разностороння, динамична, флук-туационна. Она является конгломератом случайностей, в котором человек все больше выступает свободной величиной — соучастником процессов и явлений мироздания. Законы социального развития определяются природой человека и устанавливаются людьми, хотя не могут быть изменены произвольно. Но поступки отдельных персон не предусмотрены мировым порядком, даже если они влекут за собой существенные последствия. Образуемые этими поступками зигзаги истории дают ту степень приближения, которая необходима для уточнения происходящего. Детерминизм не дает ответа на вопросы: почему происходит причинно-следственная определенность? что является причиной всего? чем руководствуется развитие? как история должна реализоваться полностью? и др. Указывать причины, производяшис явления, значит лишь отдалить затруднения. Поэтому нужно точно анализировать условия, в которых явления происходят и связывать их друг с другом естественными функциональными отношениями последовательности, привязанности, порядка и др. Значит, следуя О. Конту, должно заменять вопрос «почему» на вопрос «как». В целом, диалектика не как искусство логического рассуждения и его выражения, а как «каука о наиболее общих законах всякого движения (19, 20, 582), является логикой тоталитаризма. Во-первых, философско-миро-воззрснческий принцип материалистического монизма может быть последовательно проведен только тогда, когда признается диалектический характер единого мира природы и общества. Во-вторых, всеобщие (основные и неосновные) законы отражают примат общего над частным. Являясь универсальными (вечными) законами действительности, они превращают диалектику в априорно догматическую схему как инструмент доказательства марксистской концепции философии. В-трстьих, диалектика имеет и прикладную функцию, выступая как всеобщий метод познания и преобразования дейсвителыюсти. Являясь инструментом философского построения, диалектика сохраняет притязания традиционной философии на всеохватывающее, научное знание — «большую» теорию. Требование же следовать данной концептуально-методологи ческой дисциплине неминуемо ведет к догматизму. Последний оперирует неизменными философскими понятиями, категориями диалектики, не подлежащими критике и обязательными (истинными) для всех адептов диалектического материализма.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Материалистическая диалектика» з дисципліни «Історія і теорія соціології»