О. Конт разрабатывает теорию прогресса как исторического процесса интеллектуальной эволюции человечества. Он сводит все бесконечное раз- ' В советской литературе восприятие тех или иных персоналий осуществлялось сквозь призму оценок классиков марксизма-ленинизма. В частноти, трактовка социологической доктрины О. Конта осуществлялась в русле его опенки Ф. Энгельсом: а) он заимствовал идеи у Сен-Симона и изуродовал их: б) осуществил шаг назад по сравнению с немецкой классической философией и Л. Фейербахом, в) занимал реакционную позицию, призывая фабричных рабочих отказаться от революционных социалистичеких идей. Подобный негативный классовый подход осуществлялся по отношению к тем, кто не укладывался в рамки диалектического материализма. 142
нообразие форм организации обществ к основному ряду, соответствующему единому замыслу — прогрессу человеческого разума. Конт фактически реставрирует гегелевскую схему исторического процесса, заменив его три-адическую периодизацию (античность — средневековье — современность) тремя стадиями: теологическая — метафизическая — позитивная (13. !). В главном они совпадают, так как оба считают двигателем развития разум, а венцом — современность. Однако Конт акцентирует тот факт, что только социальный контекст позволяет понять, как действует разум человека. Разум сояиален и историчен: он правит миром и переворачивает его1 (1, 3, 576). Именно умственное, духовное развитие предопределило создание индустриального мира, и это главный аспект европейской истории, принятый всем человечеством. Контуры будущего преподносятся в форме реализации научного (разумного) и технического начал2. В результате, прогресс предстает как этапы (стадии) становления разума человека, проявляющегося в установлении основного порядка в обществе: ход превращений совершается эволюционно, без участия какого-либо творчества (божественного, революционного и т. п.). Разум проходит три основные стадии — теологическую, метафизическую и позитивную, где каждое последующее (настоящее) состояние однозначно задастся предыдущим (прошлое). Конт реабилитирует прошлое и задастся выяснением специфики данных стадий исторического развития в виде смены способов мышления и эталонов поведения. При этом возникают вопросы: можно ли отбрасывать все, что было вчера? целесообразно ли принимать все, что есть сегодня? Отвечая на них, он допускал смешанный характер стадий и возможность прогрессивной «постепенности» революционных сдвигов в переходные периоды между стадиями как движение вперед. Учение социальной динамики раскрывало метаморфозы порядка прежде, чем он вышел на конечную позитивную стадию. По Конту, в обществе одновременно действуют две тенденции. Во-первых, это приспособление (способ действия) к наличным условиям (адаптация). Во-вторых, это стремление их изменить (способ размышления). В определенные моменты наступает их «согласие» как периоды «оцепенения», которые составляют стадии (фазы) в развитии цивилизации. Однако человеческий дух под влиянием страстей, иллюзий побуждает человека к деятельности. Это не позволяет в процессе адаптации блокировать исторический прогресс: а) материальный прогресс — улучшение условий жизни; б) физический прогресс — биологическое совсршенствова- 1 Необходимо отметить, что Конт выделяет и такие факторы, как расы (опреде ленные склонности людей), климат (естественные условия), рост населения (де мография), политическая деятельность. Но он рассматривает их как вторичные, обусловливающие лишь историческое многообразие. В последующем, его эпигоны в теориях «одного фактора» будут рассматривать их как определяющие для истори ческого прогресса. 2 Разочарование в индустриализме (капитализме, социализме), приведшем к иерархии глобальных проблем (экологической, энергетической, демографической, военной и т. д.) — это еще впереди. 143
ние человеческого рода; в) интеллектуальный прогресс — умственное и нравстенное совершенствование человечества. Конт исходит из единства (а не разнообразия)человечества, отсюда и его ориентация исторического развития, которая заключена в естественном законе «трех стадий» прогресса человечества. 1. Теологическая стадия (до 1300 г.). Разум имеет историю, поэтому он не всегда существовал в «разумной» форме. На теологической стадии господ ствовали спонтанно возникающие функции воображения — религиозные верования в сверхъестественные силы (мифология, фетишизм, полите изм, монотеизм), не имеющие научных доказательств. В рамках данной стадии господствует феодальное (военное) устройство общества, которое в силу своих пороков было не в состоянии предоставить достаточные усло вия для счастливого существования человека. Данная недостаточность ус ловий компенсируется религией (компенсация после смерти). Однако это не означает критику теологической (фиктивной) стадии с позиций атеизма. Последний Конт соединяет с материализмом (метафизическим догматизмом) и революционными (анархическими) настроениями, включая их в содержание «метафизического» состояния. В его понимании теологическая стадия принуждает людей (ленивых и склонных к анархии) к упорядоченному труду, способствует появлению христианства, из которого впоследствии выйдет позитивизм. 2. Метафизическая стадия (до !800 г.) Данная стадия является переход ной: здесь происходит разложение теологических верований и феодального порядка в результате философской критики (Реформация XVI в., Просве щение XVIII в.). Особую роль в борьбе против теологического состояния умов играло формирование промышленного производства, «среднего клас са», представительских учреждений, философского мировоззрения. Одна ко бесплодные, отвлеченные спекуляции последнего по отношению к тому, что недоступно наблюдению (сущность) и не может ни утверждаться, ни отрицаться, породили «метафизический дух». Он вверг общество в фило софские сомнения, анархию, нравственную низость и политические бес порядки (революции). Поэтому метафизическая стадия, в свою очередь, нуждалась в замене новыми стилем мышления и эталоном поведения. 3. Позитивная стадия (современное общество). Данная стадия выступает как высшее мыслительное и социальное состояние. Стремление устраниться от всех традиционных проблем теологической и метафизической стадий базируется на впечатлении, которое оказывают наука и техника на проис ходящие в обществе изменения. Позитивная стадия рождается благодаря соединению машинного производства и капиталистической предприимчи вости. Ориентация на постоянные технологические новации позволяет про изводить не только больше, но и быстрее. В результате формируется индус триальная жизнь, которая поощряет все индивиды и народы к своему раз витию. Подход к новому типу общества характеризуется приоритетом «трудовой» деятельности и ее ценностей над «военной», которая обусловливает борьбу людей между собой и сопровождает исторический процесс: войны, насилие, покорение народов и т. п. Индустриальная деятельность не нужда- 144
ется в данных инструментах, так как преобладюшими для нее являются борьба людей с природой, рациональная эксплуатация и разделение труда. по Конту научная организация труда характеризуется тем, что каждый получает место в обществе, соответствующее его способностям. Данная организация рациональна для мирского порядка, так как способствует достижению социальной справедливости. Если раньше это место людям обеспечивали возраст, факт рождения, то на позитивной стадии главную роль играют способности. Важную роль в устройстве общества играет разделение труда, которое включает в себя противоречивые тенденции. С одной стороны, это дифференциация деятельности и связанное с пей разделение обязанностей. На данной основе возникают чувства. 1) объединения людей одной профессии и 2) враждебности к представителям других. В результате происходит раскол общества на корпорации, что подрывает единство, порождает конкуренцию и т, п. С другой — это кооперация людей и связанные с ней комбинации их усилий. Она делает из множества — единство На достигаемом при этом согласии умов держится общество. Наличие дифференциации функций и способностей обусловливает наличие частной собственности, социальной структуры и неравенства. Живыми носителями разумно-волевого, духовного начала в производстве и обществе являются индустриалы: предприниматели, банкиры, светские чиновники и т. п. Они осуществляют общественные функции по организации, управлению и контролю над производственными и социальными процессами. Они также обеспечивают передачу накопленных богатств от поколения к поколению как условие развития материальной культуры. Поэтому рост богатства отвечает как интересам патрициев, так и пролетариев, выполняющих наемный, исполнительский (бездумный) труд. При этом равенство допустимо, но только с учетом коренной дифференциации функций и способностей людей, дающей право на вознаграждение с учетом личного вклада в производство богатства. На этой основе происходит концентрация частной собственности1 — капиталов — в руках тех, кто командует (меньшинства). Частная собственность в индустриальном обществе необходима как стимул поддержания в людях стремления производить больше материальных благ и, следовательно, передавать потомкам больший запас богатств, чем получило данное поколение Вместе с тем, она полезна и терпима, только когда частная собствепость осуществляется как общественная функция (а не злоупотребление и произвол) теми, па кого указала добродетель и судьба. Богатства могут переходить из рук в руки свободно или поневоле, безвозмездно или насильственно: дар, обмен, наследство, завоевание и т. п. Поэтому неважно, в чьих конкретно руках находятся капиталы, лишь бы их нормальное употребление было полезным массе населения. В индустриальном обществе союз промышленников и ученых как раз и призван ггри- 1 Конт понимает собственность как то, что передается от поколения к поколению На уровне данной се функции он рассматривает и язык как собственность — проекцию разума на общество. Он является инструментом человеческой цивилизации- хранит и перелает живым мысли мертвых. 145
вести общество к благополучию, гражданскому равенству и окончатель-ному согласованию социальных интересов. Конт, в противовес идеям Сен-Симона о всеобщем равенстве, доказывает, что социальное неравенство — это непременное условие достижения и достатка, и порядка на позитивной стадии развития общества. В силу этого он отрицательно относился к идеям социализма и социальной революции, антикапиталистическим настроениям рабочих. В них Конт видел проявления «агрессивного эгоизма» пролетариев, означавшие гибельную социальную «болезнь». В его понимании индустриальная жизнь обеспечивает равенство всех перед законом и братство как взаимную зависимость людей. Экономическое неравенство является альтернативой — свободой — по отношению к внеэкономическому неравенству, проявляющемуся в рабской, феодальной и крепостной зависимости от другого лица: каждый свободен распоряжаться своей личностью, не кивая при этом на судьбу.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учение социальной динамики» з дисципліни «Історія і теорія соціології»