Научная революция XVII в. связана с именами Ф. Бэкона (1561 — /626), Т. Гоббса (1588-1679), У. Гарвея (1578-1657), П. Гасевди (1592-1655), Р- Декарта (1596—1650) и др. Они хотя и были современникамн Д. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера, но представляли иную — новоевропейскую — культуру, определившую линию развития европейско-американской цивилизации по пути промышленного развития. Реформационные преобразования создавали более зрелые социокультурные условия для новаторской научно-философской мысли — «великих систем». Бурное развитие раннекапиталистической эпохи снимало традиционное преклонение перед античной и книжной ученостью. Последняя основывается на формализованных ар-
гументах, для которых эмпирические подробности второстепенны. Но ничто так не окрыляет фантазию, как отсутствие фактов. Пантеистически-деистическая натурфилософия, сочетающая в себе идеи платонизма, мистицизма и сенсуалистического эмпиризма, глубокие прозрения и фантастические измышления, уступает место научной мысли, вооруженной опытно-математическими методами познания. Новая наука пошла по пути, дающему достоверные знания экспериментально-математическим познанием, истинность которого проверяется (верифицируется) опытным путем. Формирующееся естествознание охватывает неодушевленную природу, то есть мир физических (протяженных) тел. Физическая парадигма выражает концепцию «causa sia» — все естественное имеет естественную же причину. Это лишает физическую природу «качеств», а ссылки на ее «божественность» рассматриваются как мистика и невежество. К метафизическим толкованиям подобного рода требуется безусловная вера, по не знание. Новое знание получает обоснование с помощью методов точного, преимущественно количественного, исследования: измерения, взвешивания, нагревания, измельчения, растворения, кипячения, плавления и тому подобных процедур (ученый считает). Это даст возможность фиксировать получаемые результаты в числах и подвергать их анализу методами математики. Новоевропейская наука, исходя из принципа служения природы человеку, стремится к получению бесспорного и точного, выгодного и удобного для практического применения знания. Данное стремление обнаруживает закономерную связь между экспериментально-математической наукой и техническим развитием общества. Успехи механистического объяснения объектов еще скромны и не позволяют дать естественнонаучное объяснение многих явлений природы или предсказать их появление. Однако они способствовали быстрому росту производительных сил и подготавливали интеллектуальные предпосылки промышленного переворота XVIII в. Развитие новоевропейской культуры в первой половине XVII в. акцентирует внимание па двух проблемах: что такое наука и каковы ее методы? Их решение, в свою очередь, связано с двумя вопросами; каково отношение науки с религией и философией?
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Новое время» з дисципліни «Історія і теорія соціології»