Вторая половина XVI и первая половина XVII веков — это пограничье Средневековья и Нового времени. Переход к новому оказался длительным и драматическим процессом. Особую роль в нем играла Контрреформа-иия, стремящаяся реанимировать умирающую средневековую систему и восстановить былое могущество католической церкви. В основу ее программы легли решения Тридентского собора (1545-1563), который утвердил непререкаемый авторитет папства, конгрегацию инквизиции, издание «Ин-дкса запрещенных книг», введение строжайшей цензуры. Главным инструментом Контрреформации выступал «орден иезуитов» («Общество Иисуса»)1, с помощью которого огнем и мечом стремились искоренить протестантизм и любые другие ереси. Его представители пытались переработать теолого-философское учение Фомы Аквинского и метафизику Аристотеля 1 В XVIII в. ослабевшее папство, все больше уступающее давлению католических государей, дало согласие на упразднение своей главной опоры — ордена иезуитов. 79
с учетом новых социокультурных требований времени. Данная «вторая схоластика» имела целью защиту и пропаганду1 католической доктрины в борьбе с идеями позднего Возрождения и Реформации. Однако она заняла господствующее положение только в иезуитских коллегиях, ряде европейских университетов и православных духовных семинариях, оставшихся в XVII-XVIII веках в стороне от развития научно-философской мысли Нового времени.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Контрреформация» з дисципліни «Історія і теорія соціології»