Нарастающий конфликт между научным философским знанием и религиозно-теологической сферой получил отражение в теории «двух истин», имевшей различные варианты и являвшейся оппозицией схоластике. В данной теории исходят из различия между философией и теологией по предмету и методу размышлений. Первая исследует естественный порядок вещей (земную жизнь), опираясь на доказательный метод, включающий опыт и интуицию, и не зависит от положений теологии. Последняя, наоборот, является областью сверхъестественного порядка (небесная жизнь), подчиненного богу, и исходит из положений откровений, использующих опирающийся на дедукцию риторический метод. Получаемые при этом истины невозможно проверить, и их принимают на веру. Таким образом, философия (наука) и теология — это разные направления познания, приводящие к противоположным истинам, но от которых нельзя отказаться в пользу одной из них. Теологию рассматривают при этом как,псевдозпание: ее надо либо под-нять(рационализировать) до уровня философии (аверроизм), либо ликвидировать. Но главное — отделить теологию от философии (пауки), которая должна служить не религии, а всему обществу. Концепция «двойственной истины» не замыкается на проблеме отношений теологии и философии, но затрагивает также политико-экономическую жизнь, выражая стремление к ее освобождения от религиозно-церковной опеки. Земная и небесная жизнь подразумевают наличие власти императора и папы. Во главе с последним церковь ведет к духовному блаженству. Но чтобы достичь его, а также реализовать земное назначение человека, требуется сильная государственность во главе с императором (мировая монархия). Поэтому он получает свою власть непосредственно от бога (а не через посредство папы) и служит народу. Кроме того, церковь как духовная руководительница христиан не имеет права на принудительную и карающую силу. Антитеократическая направленность данной социально-политической мысли выступает предвестником философии Возрождения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теория «двойственной истины»» з дисципліни «Історія і теорія соціології»