Фома Аквинский, следуя за Аристотелем, признает право человека на счастье, то есть ценность реальных, земных дел. Органистичсское понимание общества и государства обретает форму иерархических представителей как отражения божественного (небесного) порядка. Общество как целое состоит из различных сословий, а) большинство, занимающееся разновидностями физического труда; б) меньшинство, призванное к умственному труду и управлению большинством; в) духовные пастыри народа — служители римско-католической церкви. Обязанности всех установлены, в конечном счете, богом и служат благу и общественного целого, и каждого человека. Поэтому их беспрекословное и добросовестное выполнение является божественным предустановлением. Человек занимает промежуточное положение: чувственная душа объединяет его с животными, а разумная приближает к бессмертному существу ангелов. Для организации реальной, телесно-чувственной жизни лю- 57
дей, наполненной страстями, необходимо государство. Во главе его стоят светские власти, но как вторичный институт. Церковь, призванная обеспечить потустороннее блаженство, является первичным институтом власти, осуществляя ее со стороны верховного творца Выделяя пять форм государственного правления, Фома, вслед за Аристотелем, рассматривает демократию как тиранию большинства народа, навязывающего меньшинству (богатым и знатным) свою волю Наиболее естественной формой государственной власти он считает монархию, когда во главе государства стоит единственный правитель — монарх (как один бог в мире, одна душа в теле). Однако его власть имеет пределы: при «неправильном» функционировании власти, посягательствах на интересы церкви подданные имеют право на свержение главы государства. Вместе с тем, светская власть обязана по указанию церкви беспощадно карать еретиков (инквизиция), заблудших, иначе зараза ереси погубит других верующих. Человеческий разум, в силу своей ограниченности, не может гарантировать добродетельность поступкам людей. Для проявления добродетель нужна божественная помощь в форме благодати и законов. Последние задают цель и направление и представляют собой правила, действия, повелевающие или запрещающие, награждающие или наказывающие. Законы подразделяются на: — «вечный», по которому бог регулирует все поступки и движения: он тождественен «божественной» премудрости и подразделяется, в свою оче редь, на ветхозаветный и новозаветный, которые едины по сути, но раз личаются по степени зрелости; — «естественный», являющийся отражением вечного закона в разумны существах и имеющий своим основным принципом добиваться блага и из бегать зла; — «человеческий», под которым мыслится совокупность государствен ных законов, удерживающих людей от зла страхом или силой. Нравственное поведение предопределено богом через нормативные установки Библии, в форме заповедей. Их соблюдением человек с его способностью к разумной саморегуляции должен направить свою природную склонность к добру. Однако это оказывается ему не под силу. Поэтому бог оказывает человеку помощь в его нравственных усилиях благодатью, которая подключает к разуму веру, укрепляющую твердость для исполнения законов, для нравственного образа жизни. Благодать бога дополняет слабость человека и является источником его моральных усилий и стремлений к добру и блаженству. Аквинат подчеркивает, что в религии находят «разрешение» те проблемы, перед которыми в беспомощности останавливается мораль и разум человеческий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социально-политические учение» з дисципліни «Історія і теорія соціології»