Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельности. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — вечные сверхчувственные, неизменные сущности, выходящие за пределы обычных по- 1 Под диалектикой Аристотель понимает искусство действий над понятиями. Различать их роды и виды, устанавливать субординацию (а не доктринальное изложение непререкаемых истин). 37
казаний чувств (высшие причины и первые начала). Поэтому первая философия получила в последующем название «Метафизики»1 (5,1). Аристотель отвергает учение Платона о мире «идей» (понятий), как имеющим доподлинное — онтологическое — существование в виде прообразов бытия. Он приводит знаменитое возражение — «третий человек». Теория «идей» признает, что у каждой вещи безусловно существует свой образ, Но при рассмотрении сходных вещей в уме необходимо складывается общий для всех них новых образ (идея). Он является общим для этих вещей и первой для них идеей. И такое надстраивание идет до бесконечности. Тогда получается, что для каждой вещи должна существовать уже не только одна-единственная идея, а бесконечное множество идей и бесконечное множество миров. Поэтому «мир идей» Платона — это пустой звук. Для Аристотеля понятия — это гносеологические (логические) сущности, с помощью которых познаются общие свойства вещей1 понятия не существуют сами по себе, независимо от вещей по бытию. Они являются абстракциями, в которых заключаются существенные (общие) свойства реальных (единичных) вещей. Их сущность — это есть первое во всех отношениях. Наука, занимающаяся выяснением первых начал и вечных причин всего сущего (бытия) — это и есть «первая философия». В учении о четырех начальных причинах всего свершающегося, Аристотель занимает плюралистическую позицию. Материя (из чего?) — материал, в котором материализуется понятие. Форма (что это есть?) — понятие, которое принимает в себя материя, когда происходит переход от возможности к действительности. Причина (откуда начало движения?) — источник изменений. Цель (ради чего?) — во имя которой происходит известное действие. Например, когда строится дом, то «материей» являются кирпичи, «формой» — сам дом, движущей «причиной» — деятельность архитектора, а «цель» — назначение дома. Критикуя учение Платона об идеях («Платон мне друг, но истина дороже»), Аристотель стремится примирить в своей философской системе: а) мир чувственных — единичных, изменчивых — вещей, постигаемых умом и б) мир форм (морфэ) —- вечный, неизменчивый — как суть бытия вещей, стоящую посредине (золотая середина) между отдельным и родовым, которые существуют благодаря видовому. Форм столько, сколько низших видов, далее не распадающихся ни на какие другие виды. Будучи внесенными в пассивную материю, активные формы творят вещи. Поэтому изучение мира — это есть открытие форм.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метафизика» з дисципліни «Історія і теорія соціології»