В развитии общества и познания религия оказывала различное влияние, препятствуя определенному развитию или ускоряя его. Поэтому и интерпретация религиозного фактора в социологии неоднозначна. В частности, представители Просвещения, марксизма на основе материализма создали систему воинствующего атеизма, проповедующую формулу «религия опиум народа» и обосновывающую беспощадную борьбу с институтом религии. Достаточно распространенным в социологии является подход религиозного атеизма (О. Конт, Г. Зиммель и др.), опирающийся на психологическую и функциональную оценку религии. При таком рассмотрении допускается атеизм для людей просвещенных, способных видеть в религии воплощение лжи. Однако для масс ома рассматривается как необходимая и полезная' религия смыкается с моральной жизнью людей, дает им в мире страданий радужные надежды и счастливые ожидания. Представители религиозного атеизма, опираясь на установку, что «какая вера, таково и общество», пытались создать не только новую мораль, по и новую религию, которые способствовали бы созданию нового общества, основывающегося на отношениях всеобщей любви между всеми людьми. Наконец, многие социологи являются людьми верующими и разделяют убеждение, что все существующее является частью опыта: индивидуального для конечных вещей и божественного для мира в целом. Достигнутые ими научные результаты свидетельствуют о том, что между религиозным мировоззрением и наукой нет конфликта, но есть сложные взаимодействия между данными формами духовного освоения действительности. В частности, это касается признания ортодоксальными богословами «сверхъестественного частного» — чудес, осуществления пророчеств, описанных в священных книгах, опираясь на догмат. Но оно не имеет экспериментальной проверки и ставит сверхъестественное (свободная воля Божества) вне научной почвы. Этим допускается совершенно ненаучное объяснение, которое не может признать никакой рационалист. Последний, со времен создания экспериментальной науки, убежден, что нет оснований верить в такое явление, которое нигде в мире опытно-экспериментально не подтверждается. Данный факт предостерегает or упрощенной оценки религиозного опыта и абсолютизации значимости науки, долго господствовавших в советской литературе. Сегодня мы освобождаемся он незаслуженного принижения вненауч-ных форм знаний. Нам еще предстоит освоить религию как один из определяющих факторов становления человечества и развития исторического процесса; проявление одного из типов фундаментального опыта человечества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Религия» з дисципліни «Історія і теорія соціології»