учебный курс — центральные элементы системы образования. Хотя на первый взгляд таковыми являются учитель и ученик. Но учебник может заменить учителя и образование превратится в самообразование. Учебники — это специальный центр литературы, имеющий своей целью не сообщение информации, а научение основам науки. В принципе любая книга чему-то учит, но в учебнике эта функция выражена в коцентрированном виде. Он не может и не должен устаревать. Его призвание — излагать в систематизированном виде фундамент знаний в той или иной дисциплине. Учебник выступает опорным звеном в механизме трансляции культурных образцов и ценностей. Без него невозможен процесс институциализации знаний. Благодаря учебникам и, соответственно, учебным курсам осуществляется подготовка будущих профессионалов. В повседневных знаниях, на которые опирается ученый, перемешаны правда и ложь, истина и заблуждения. Источником информации служат слухи, приблизительные данные, вымыслы, массовые стереотипы. Наука не может строиться на таком фундаменте. Вот почему она тщательно фильтрует информацию, отбрасывает лишнее и оставляет самое необходимое и проверенное. Отсюда вывод: отброшенное наукой знание многократно превышает оставшееся. Чем больше развивается наука, тем строже она относится к тому, что ей предлагают в качестве социологического знания. С 1960 по 1990 г. в России проведено университетами, институтами, заводскими службами, частными фирмами и индивидуальными социологами не менее 500 тыс. исследований. А что вошло в сокровищницу научного знания? При всем старании не более 10—20. Похожая ситуация и в других странах. Таким образом, наука напоминает воронку, у которой широкий вход, но очень узкий выход. Внутри размещается особый механизм, который раскладывает, анализирует, проверяет, оценивает знания и отбрасывает лишнее. Остается самое ценное. Оно запечатлено в учебниках и учебных курсах. Но в отличие от обыкновенной воронки, у научной объем знаний на входе и выходе неодинаков. В мировой науке, в практике любой дисциплины — от математики и физики до психологии и этнографии — предметный учебник призван отражать твердо установленное знание, накопленное несколькими поколениями людей, аккумулировавшее в себе проверенный и доказанный опыт. Крупнейший авторитет в области науковедения С. Кули делит структуру научного знания на «центральное ядро» и «исследовательскую периферию». Достаточно заглянуть в любой учебник, чтобы понять, что такое центральное ядро данной науки на сегодня. Это компактное множество взаимосвязанных между собой теоретических положений, аналитических приемов и основных эмпирических данных, составляющих вместе твердое знание, каркас науки. В отличие от него «исследовательская периферия», как уже упоминалось выше, представлена текущими разработками и исследованиями активно работающих ученых. Это авангард науки, зона активного поиска и приращения знаний. Здесь все зыбко, подвижно, гипотетично. Учебник отражает и должен отражать не поисковый фронт, а устоявшееся, фундаментальное знание, излагать его в систематическом, целостном виде.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Роль учебников в образовательном процессе» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»