Хотя истоки слова «университет» социальные, сегодня на первое место вышла когнитивная его составляющая. Средним векам было неизвестно то значение университета, которым пользуемся мы сейчас. Для XX в., как правило, университет — это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние же века термин «universitas» означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. В самом деле, «universitas» с латинского переводится как «корпорация»: первые университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда1. Это были сообщества преподавателей и студентов — universitates magistroram et scolarium. Но сегодня об этом ' Февр Л. Главные аспекты одной цивилизации //Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. С. 282— 346. 752 позабыли и на первое место выходит другое значение термина — универсальный охват знаний и наук, которые преподают в университетах: физика, математика, медицина, история, филология, иностранные языки, право, экономика, социология, психология, философия и т.д. Социология не могла родиться, скажем, в политехническом институте или академии управления. Ее Alma mater мог стать только университет. Университет — это хранитель фундаментальных ценностей и «коллективный энциклопедист», основной источник пополнения научно-педагогических кадров для высшего образования и генератор идей в области организации образования. В современном мире постоянная смена научных парадигм, изменяющаяся конъюнктура на рынке труда приводят к быстрому устареванию знаний. Именно классический университет лучше других вузов «учит учиться», кроме того, непосредственно имеет специальные структуры, профессионально ориентированные на реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Американские университеты, задающие сегодня моду в мировой социологии, удачно соединили в себе демократические традиции ранних средневековых университетов и прагматизма немецкой университетской школы. Американский подход к университетскому образованию изначально отличался демократичностью и отстаивал ориентацию на служение обществу. Вследствие этого ведущие американские университеты к середине XX в. превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные комплексы, тесно связанные с бизнесом, индустрией и системами управления. Университеты США изначально имели особый правовой статус, обладали собственными уставами и конституциями, которые давали им высокую степень автономии, но не противопоставляли их обществу и власти. В силу того, что университеты имели в своем распоряжении землю, цена которой вследствие близости к коллективному интеллекту университета все более повышалась, многие из них становились самодостаточными в экономическом отношении субъектами хозяйственной деятельности2.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УНИВЕРСИТЕТ: АКАДЕМИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»