В учебниках социологу рекомендуют занимать нейтральную позицию, когда он сталкивается с респондентами или заключает контракт с администрацией. Но жизнь опровергает иллюзии ученого, как только он попадает в организацию. Поначалу к социологу на предприятии относятся по-дружески. Но вот наступает первая фаза исследования: для сбора предварительной информации, анализа заводской документации и беседы с экспертами социологу подолгу приходится вращаться среди руководства предприятия и цехов, консультировать и консультироваться с менеджерами и специалистами функциональных служб. Буквально через месяц, вспоминает собственный путь практической работы Д. Миллер, рабочие начинают смотреть на него как на марионетку администрации или, что еще хуже, штатного агента39. Все, о чем социолог вы-спрашиваету простыхлюдей, воспринимается ими как доносительство, выведывание каких-то секретов с целью передать информацию наверх. Не ведая о том, другой социолог — Р. Брайн, будучи еще старшекурсником социологического факультета, вознамерился провести эмпирическое исследование на предприятии. Он не ставил перед собой сложных задач, ограничившись обычным опросом. Брайн спрашивал респондентов о том, кто кого любит или не любит, кто кому симпатизирует и к кому равнодушен. Особых трудностей не предвиделось, однако рабочие не пошли на контакт. Они отвечали неискренне, отмечая как эмоционально приемлемых буквально всех поименованных в анкете. Опрос грозил сорваться. Пришлось изменить методику и конструкцию вопросника. Во второй раз Брайн спрашивал респондентов только о десяти самых близких им товарищах. Опрос удался, но Брайн пришел к выводу, что исследователь способен сильно влиять на ход и результаты опроса40. Подобные случаи подтверждают давно известную истину — она называется хоторнским эффектом — влиянием ученого на ход исследования. Это остается в индустриальной социологии неустранимым фактором. Социолог не может остаться нейтральным, как бы он к этому ни стремился. Его поведение «в поле» — результирующая двух систем ценностей: науки и организации. Он должен быть готов к компромиссу между двумя мирами (рабочих и менеджеров), в которых он вынужден жить и трудиться.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Хоторнский эффект» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»