ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ
Предназначение научной модели, в отличие от функций компаса, — объяснять окружающий мир. Упрощая реальность, мы с помощью модели стремимся ответить на вопросы: почему человек ведет себя в этой ситуации так, а в иной — по-другому.
Происходящие вокруг нас события, явления и процессы могут моделироваться самыми разными способами, например, они могут предстать в виде диаграммы, таблицы, схемы. Но чаще всего модель социального процесса описывается теоретически только словами, без обращения к наглядным образам. Традиционный способ описания научной модели обычно именуют теорией, концепцией, гипотезой.
Не только социологи, но и представители естественных наук умеют прекрасно работать с идеальными моделями. Они включали в свои расчеты нечто несуществующее для того, чтобы глубже и всесторонее разобраться в том, что существует на самом деле. Треугольник, в котором все углы равнялись бы 180°, в природе не существует. Но его брали в качестве исходной точки для построения теоремы, отражающей особенности любых, в том числе и реально существующих, треугольников. Идеальные модели позволяли классифицировать по единому основанию все многообразие вещей в природе, которое без такой системы координат нельзя было бы ни понять, ни исследовать.
В принципе любая модель, будь то физическая, экономическая или социологическая, делает три нехорошие вещи: 1) отрывается от реальности; 2) преувеличивает одни свойства объекта и пренебрегает другими; 3) упрощает реальность. Заведомо ясно, что модель не служит точным отображением реальности. Тем не менее всем ученым и во все века всегда хотелось иметь перед собой искаженный портрет. Они постоянно соревновались между собой в их производстве, спорили, у кого он лучше. А критерием служило приближение к реальности, но не с точки зрения фотографической истинности портрета, а с позиций логического совершенства и подтверждения фактами.
Ценность научной модели (теории, концепции) определяется тем, насколько она, с одной стороны, близка к реальности, а с другой — отдалена от нее. Близость к реальности определяют наблюдение, эксперимент, иные методы сбора информации, а проверку качества отобранной информации устанавливает особый отдел ОТК, на вооружении которого находится мощная аппаратура, включающая валидность, надежность, верификацию, фальсификацию, перепроверку фактов и т.п. Отдаленность от реальности и одновременно близость к научной абстракции определяют совсем другие средства — логическая непротиворечивость, правила концептуализации и операционализации.
В итоге научная модель оказывается под влиянием противоположно направленных сил. Она стремится как можно точнее отображать реальность, а значит, ухватить из нее как можно больше подробностей. И в то же самое время она старается отражать только главное, самое существенное для научного познания, а стало быть, пропускать мимо себя большинство деталей. Научная теория и концепция, а такое происходит в каждой дисциплине, буквально разрывается между явлением и сущностью, описанием и объяснением, второстепенным и главным.
Понятие модели применимо буквально ко всем пяти уровням социологического знания. Научная картина мира — это самая обобщенная и приблизительная модель социальной реальности, при построении которой используются в основном не реальные факты, а полученное прежде теоретическое
573
и философское знание. Общесоциологическая теория также представляет собой научную модель, описывающую и объясняющую функционирование общества с точки зрения субъективного мнения одного ученого (например, марксистская теория общественных формаций, теория относительности) или группы ученых (квантовомеханическая теория, интеракционистская и позитивистская теории). Более конкретным типом научной модели выступает ча-стносоциологическая теория, где предварительно выдвигаемые гипотезы впоследствии соотносятся с реальностью, где теория рискует умереть лишь потому, что не выдержала проверку практикой. Научные модели непременно строятся в эмпирическом и прикладном исследовании. Даже самое конкретное дело — построение выборочной совокупности — опирается на предварительное моделирование генеральной совокупности, теоретическое определение пропорций, в которых должны учитываться изучаемые переменные или признаки. К примеру, в выборочной совокупности должно быть 49% мужчин и 51% женщин, т.е. должно сохраниться существующее в генеральной популяции соотношение. И социологи-практики моделируют объекты, на которых они собираются внедрить практические рекомендации или провести эксперимент.
И везде специалист огрубляет, упрощает, искажает объективную реальность. Он создает очень приблизительный субъективный образ, но только этот образ помогает правильно ориентироваться в бесконечных фактах, найти верный курс и прийти к желанной цели.
Таким образом, моделируя реальность, мы что-то находим и что-то теряем. Важно, чтобы потери не превысили находки.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Збільшення номінальної вартості корпоративних прав
ВИВЧЕННЯ НАЯВНОЇ САНАЦІЙНОЇ КОНЦЕПЦІЇ ТА ЗБІР НЕОБХІДНОЇ ІНФОРМАЦ...
ЗМІСТ ТА МЕТА МАРКЕТИНГОВОЇ ПРОДУКТОВОЇ ТА ТЕХНОЛОГІЧНОЇ ІННОВАЦІ...
Злиття та приєднання
Праці К. Маркса та Ф. Енгельса 70—90-х рр.


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 579 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП