ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

КИБЕРСОЦИОЛОГИЯ
Киберсоциология — некоммерческая мультидисциплинарная отрасль знания, использующая технологии веб-дизайна и имеющая целью критический анализ проблем, связанных с Интернетом, киберпространством, киберкуль-турой и жизнью интернет-сообщества. Другие названия данной отрасли — интернет-социология, веб-социология, виртуальная социология. Так, в Норвегии, в Университете Осло развивают веб-социологию [http://www.uio.no/ iroggen], в США, в Университете Бредли [http://lydia.bradley.edu/las/soc/syl/ 391] — социологию киберпространства; в Аргентине в Университете Буэнос-Айреса — гиперсоциологию [http://www.anice.net.ar/infoysoc]. Социология киберпространства представлена такими темами, как виртуальные сообщества, гипертекстовая революция, постмодернизм и киберпространство, физика и метафизика киберпространства, женщины в киберпространстве, секс и эро-
писано в соавторстве со студентом 2-го курса социологического факультета МГУ им. М.В. Ломо-ова (2002 г.) К. Абоянцем.
406
тизм в киберпространстве, виртуальная субъективность и фрагментация личности, компьютеры и будущее частной жизни, киберкапитализм и др.16
Сегодня это активно развивающаяся (главным образом за рубежом) дисциплина, в рамках которой функционируют международные симпозиумы и семинары, подготавливаются специалисты, созданы многочисленные учебные курсы, кафедры, исследовательские центры, издаются журналы, монографии, учебная литература.
Так, международный электронный журнал (e-zine) «Cybersociology Magazine» служит для социальных ученых форумом для изучения киберпрос-транства и виртуальных сообществ. Его авторы — профессиональные исследователи и выпускники гуманитарных вузов. В номерах за 1997—1999 гг. публиковались статьи, посвященные этнографическому подходу к исследованию киберсексаи киберэротизма (Robin Hamman), драматургии И. Гоффмана и онлайн отношениям (Nikki Sannicolas), исследованиям киберкультуры (Sandy Stone), сообществу киберигроков (Mary Anne Breeze), социологическому анализу киберпанков (Markus Wiemker), нет-идеологии: от киберлиберализма к киберреализму (Francisco Millarch), чат-общению и письменному творчеству в Интернете (Sue Thomas), киберкафе в Латинской Америке (Madanmohan Rao), глобальной культуре солидарности (Peter Waterman), высоким технологиям и сети Интернет (Richard Barbrook), Интеренту и цензуре (Drazen Pantic), созданию фильмов о киборгах (Rachel Armstrong), методология исследования он-лайн (Bella Dicks), цифровой этнографии (Bruce Mason), реальности виртуального тела (Kerrie Smyres), он-лайн религии, техноспиритуализму и др. Авторы журнальных статей — социологи из США, Англии, Бразилии, Германии, Индии, Австралии, Нидерландов, Индонезии и т.д. Большой вклад в развитие данной отрасли внесли книги Шерри Текля (Sherry Turkle), в частности «Жизнь на экране: идентичность в эпоху Интернета».
В результате социальной глобализации и интернационализации изменился характер самой научной деятельности, форм воспроизводства научного знания и коммуникации в сообществе. На базе сети Интернет в науке началось образование универсального информационного пространства, в рамках ко-
16 Соколова И.В. Структура и функции социологии информатизации как новой специальной социологической теории // Информационное общество. 1999. Вып. 5. С. 30—33.
407
торого преодолеваются междисциплинарные разграничения внутри отдельных отраслей знания, складываются сетевые научные коллективы, происходит обмен диверсифицированной научной информацией в профессиональных «виртуальных сообществах» (virtual communities, по терминологии западных исследователей). Социальная организация науки в условиях компьютерных коммуникаций трансформируется от более формальных устоявшихся иерархических институтов к менее формальным «невидимым колледжам» или, точнее, «кликам» (т.е. научным сообществам, в которых преобладают неформальные коммуникации). Эти процессы не только способствуют становлению новых тем и областей исследования, но и превращаются в эффективное средство перераспределения власти в науке и трансэпис-темических ресурсов.
Дисциплинарная принадлежность научного сотрудника к той или иной отрасли уже не играет значительной роли. Если 10 лет назад в научном сегменте интернет-сообщества явно преобладали представители информатики, точных и естественных наук (lab scientists), то сейчас в Интернете успешно работают и обществоведы (social scientists), и гуманитарии (humanitarians). Социология — дисциплина книжная. Специалист в данной области знания всегда был и остается «активным» читателем. Он вынужден обрабатывать значительные объемы информации, изучая профессиональную литературу и публикации в научных периодических изданиях, демонстрировать навыки в работе как с ретроспективной, так и с текущей библиографией. Основной критерий профессиональной компетентности сегодня — осведомленность в специальной литературе. Уровень профессионализма и социолога-исследователя, и социолога-преподавателя в значительной степени зависит от того, насколько хорошо он знаком с опубликованными первоисточниками и продуктами анали-тико-синтетической документальной переработки — библиографическими указателями, каталогами, реферативно-аналитическими изданиями, образующими совокупное информационное пространство дисциплинарной области. Традиционно источником подобной информации для ученого служили печатные издания, однако с развитием средств компьютерной техники, информационных технологий, мировых компьютерных сетей конкурентным носителем бумаге стала электронная среда, что привело к росту материалов, доступных не только в печатном, но и в электронном (а зачастую только в электронном) виде. В современных условиях получение качественных научных результатов для исследователя становится возможным лишь при условии обращения к национальным и международным компьютерным банкам и базам данных, специализированным он-лайновым источникам информации и непосредственной сетевой коммуникации в «виртуальных сообществах». Владение информационными технологиями, умение работать с электронными ресурсами и навыки ориентации в универсальном академическом гиперпространстве становятся обязательными при подготовке специалистов высшей квалификации, что, в свою очередь, оказывает влияние на формы признания научных вкладов и типы профессиональных карьер.
Сегодня, когда компьютер даже в России стал привычным подспорьем интеллектуального труда, а количество пользователей постоянно растет, говорить об интерент-социологии как о диковинке уже не приходится. Общение с интернет-источниками становится все более насущным и необходимым делом для каждого, кто сталкивается с этой наукой или работает в ней постоянно.
408
Интернет растет, причем растет быстро. В России в 2000 г. число пользователей сетью превысило 3 млн, в 2002 г., по оценкам специалистов, оно достигло 10 млн. Из этого следует, что выигрывает не тот, кто прибегает первым, а тот, кто продолжает бежать.
Сегодня практически каждый может заглянуть во всемирную электронную сеть и ознакомиться с ее ресурсами. Российские социологи предприняли достаточно серьезные шаги по освоению Рунета (российской части Интернета), и можно уже говорить о формировании социологического информационного сообщества.
Современный человек привык воспринимать компьютерный текст как линейный файл, т.е. свиток (традиционная печатная книга представляет собой кодекс или тетрадку), даже если «линейность» этого свитка испещрена гиперссылками на другие части этого же текста или иные документы. Представляется, что на современном этапе развития информационных технологий электронная литература может использоваться в качестве справочного издания, но не первоисточника, т.е. без предварительного ознакомления с печатным текстом продуктивная работа с электронным его аналогом представляется маловероятной, если в задачу пользователя не входит нахождение определенных фрагментов текста с помощью ключевых слов.
Самой значительной проблемой при использовании электронных материалов Интернета остается так называемая текучесть или подвижность публикаций: постоянное обновление и редактирование текстов документов, нестабильная локализация ресурсов по определенному сетевому URL-адресу (универсальному определителю ресурса). URL-адрес дает фактическую привязку компьютерного файла с опубликованным текстом к определенному месту (каталогу, директории) на рабочей поверхности носителя информации в машиночитаемой форме (чаще всего это жесткий магнитный диск веб-сервера), что, по сути, является аналогом шифра полочной расстановки или места хранения печатного издания в библиотечном деле. Если в практике работы с бумажными материалами в библиотеках этот атрибут является неотъемлемым элементом для определения их местонахождения, то относительно электронных публикаций никто не гарантирует, что, обнаружив сегодня интересный документ по одному сетевому адресу и сохранив на него ссылку в каталоге «Избранное» или «Ссылки» своего браузера, пользователь и завтра найдет по этому пути тот же документ с неизмененным текстом. Администраторы и веб-мастера, организующие работу веб-серверов, меняя адресацию каталогов и отдельных файлов, а иногда просто их удаляя, зачастую не удосуживаются известить о своих действиях пользователей. Именно текучесть материалов значительно усложняет процессы ведения интернет-каталогов, тематических списков ресурсов, каталогизацию электронных публикаций. До тех пор, пока не будут разработаны и повсеместно признаны единые правила публикации, каталогизации и учета сетевых ресурсов, пользователю придется импортировать интернет-документ из сети на локальный компьютер (или сервер локальной сети) и приписывать этому документу URL-адрес той веб-страницы, откуда он был экспортирован.
Специалисты расходятся в оценках перспективы использования сети в качестве среды для исследовательской деятельности. С точки зрения Клин-га, едва ли можно эффективно использовать Интернет для систематического сбора социологических данных. Более оптимистична позиция Б.З. Док-
409
торова и А.Е. Шадрина, указывающих, что уже сейчас Интернет используется социологами для проведения экспертных опросов, маркетинговых зон-дажей, некоторых форм фокус-групп, анкетирования и т.д. По мере роста сети, увеличения аудитории Рунета и формирования стереотипов новой онлайновой культуры эти возможности будут непрерывно возрастать. С распространением сети расширяется социальное пространство виртуальных взаимодействий. К началу 2001 г. в русскоязычной части Интернета количество сайтов, имеющих отношение к социологии, измерялось уже сотнями. Это сайты исследовательских организаций, учебных заведений, электронные социологические журналы, персональные страницы — они различаются как по объему, так и по качеству предоставляемой информации17.
На сегодняшний день в Интернете и Рунете встречаются сайты исследовательских организаций, предметом изучения которых является сеть как сложный социально-технологический объект—демография и география «граждан сети» (netcitizens), использование ее сервисов и ресурсов, виртуальные коммуникации и сообщества. Появляется новый технологический инструментарий для проведения он-лайновых социальных исследований — компьютерные программы для сетевых опросов и интерактивного анкетирования. В рамках социологической науки складывается новая дисциплина, не имеющая, как уже говорилось, пока единого названия, — веб-социология, интернет-социология и др., специализированные курсы по которой начинают входить в учебное расписание социологических факультетов и отделений ряда университетов.
Так, 20 декабря 2000 г. состоялась конференция, посвященная 10-летию русского Интернета. Цель бесплатного сайта «Интернет в России / Россия в Интернете» — предоставить в распоряжение всех заинтересованных лиц точные данные, полученные в результате полномасштабного научного исследования, которые должны заменить распространенные сегодня случайные и зачастую основанные на некорректных методиках оценки. Сайт входит в сеть Национальной информационной службы «Страна-Ru». Впервые в истории социологических исследований в рамках данного проекта сделана попытка фундаментального изучения аудитории российского Интернета.
Программа «Интернет в России / Россия в Интернете» разрабатывается службой «GrpaHa.Ru» совместно с Фондом «Общественное мнение». В основу проекта легли результаты опроса населения России, цель которого — оценка общего объема аудитории Интернета в России и анализ отношения россиян к Интернету с точки зрения их знаний об Интернете, отношения к сети, возможностей и желания в ней работать.
Кроме того, с начала 2001 г. на сайте в регулярном режиме публикуются результаты опросов постоянной интернет-выборки, репрезентирующей всех пользователей Интернета в России. Выборка сформирована из числа участников первого этапа всероссийского опроса. Пользователям, попавшим в выборку, было предложено стать членами интернет-панели, своего рода сетевого «клуба», в рамках которого будут проводиться дальнейшие опросы.
С развитием глобальных компьютерных сетей преподаватели социологии приобрели эффективный инструментарий для выполнения образовательных программ как внутри традиционного института — кафедры, отделения, факультета, так и вовне — в открытом пространстве дистанционно-
Социология в Интернете // http://nisots.nm.ru/catalog.htm
410
го (или удаленного) режима обучения. Многие структурные подразделения университетов и отдельные преподаватели выставляют в Интернете свои веб-страницы, на которых опубликованы он-лайновые учебные планы, конспекты курсов, тексты отдельных лекций и другие учебные материалы, в том числе и системы дистанционного образования. Для организации некоторых форм обучения, где необходим непосредственный обмен информацией между участниками образовательного процесса — преподавателем и аудиторией, внутри студенческой аудитории, между преподавателями и различными аудиториями в случае междисциплинарных занятий, интересные возможности предоставляют электронные дискуссии на основе листов рассылки и телефорумов, расширяющие образовательное пространство — от отдельной классной комнаты до университетской аудитории или даже

нескольких университетов, расположенных в различных географических точках пространства.
Интернет способен значительно обогатить социологию как научную дисциплину. Важно помнить, что, несмотря на обширные возможности сети, этой вселенской универсальной библиотеки, всемирного конференц-зала, глобальной классной комнаты и мирового офиса, найти в Интернете можно лишь то, что опубликовано и доступно. Развитие телекоммуникационной среды вовсе не предполагает забвение традиционных способов коммуникации и распространения информации; появление новых технологических устройств совсем не обязательно означает вытеснение старых. Интернет не уничтожит книгу и не заменит живого человеческого общения. Сеть — это лишь очередное дополнение возможностей человека.
Вместе с тем феномен киберпространства — важная исследовательская задача и глобальная тема дискурса для социологов XXI в. Появление и развитие компьютерного мира они расценивают как социальный механизм перехода от модерна к постмодерну — информационному обществу, обществу интеллектуального капитала, «многоопционному» обществу и др. Ожидается, что грядущая общественная формация будет принципиально отличаться от современного индустриального общества. Компьютер создает принципиально новые формы социальной интеракции, которые не были описаны и изучены родоначальниками одноименного социологического направления в первой четверти XX в. Это предстоит сделать уже их внукам. «В обобщенном виде социологическая модель развития техники "виртуальности" выстраивается от калькулятора через мультимедийные средства, сетевые соединения к технологиям виртуальной реальности, нейроинформатике и искусственному мозгу. Компьютеризация и появление виртуального пространства стали важным аспектом дебатов в социологии»18.
В книге «Виртуальное общество» А. Бюль развивает теорию виртуального общества, используя современный набор сетевых метафор (магистраль данных, глобальная деревня, виртуальное сообщество и виртуальное пространство, Зазеркалье, параллельные миры и др.). Он строит социологичес-
Романовский Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространства // http://www.alexey-lao.narod.ru/ arhives/interface.htm
411
кую модель виртуального общества, используя в том числе произведения известного польского писателя-фантаста С. Лема. Автор полагает, что соединения утопий фантастов с возможностями компьютерной техники порождает исторически новую ситуацию, при которой резко усилится значение и роль двух противоположных начал общества — рынка и государства (особен но в сфере образования, науки и техники). Вместе с тем фантоматическая культура (научно-популярная литература, фильмы) приведут к еще большему разрыву поколений.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КИБЕРСОЦИОЛОГИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Технічні засоби для об’єднання локальних мереж: мости, комутатори...
Что значит «преодолеть инерцию»
Українські слова та слова запозичені з інших мов
Аналіз рентабельності роботи позичальника
Windows Debugging Tools: диагностика и исправление BSOD


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 1370 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП