Эрвин Гоффман, ученик Мида, считается создателем драматургической социологии — одной из разновидностей символического интеракционизма и понимающей социологии. У Э. Гоффмана мир взаимодействия людей — поле игры, замысел которой надо установить посредством социологического исследования. В основе социодраматургической перспективы лежит сравнение повседневного мира с театральным действием. Социальное взаимодействие Гоффман представлял как непрерывную череду небольших драм, которые случаются с каждым из нас и где мы в качестве актеров играем самих себя. Драмой могут быть не только бытовые ссо- 'временная западная социология: Словарь. М, 1990. С. 405; ШюцА. Структура повседневного пиления // Социологические исследования. 1988. № 2. ргер П., Лукман Т. Основы знания в повседневной жизни // РЖ ИНИОН. Серия «Социология». ?2. № 1. С. 149. 390 ры, перебранки или конфликты, где всплеск эмоций и страстей достигает, кажется, своего апогея, — любое повседнеьное событие по сути своей уже есть драматическое представление, поскольку мы, даже в кругу близких, постоянно надеваем и снимаем социальные маски, сами создаем сценарии каждой следующей ситуации и разыгрываем ее по неписаным социальным правилам, созданным традициями и обычаями либо нашим воображением и фантазией. Вступив в конфликт, муж, жена, ребенок или теща упорно держатся предписанных им социальных ролей, которые нередко противоречат их собственным интересам. Муж, отвечая на обвинения жены в том, что он почти перестал бывать дома и видеть своих детей, защищается тем, что выставляет себя в качестве хорошего исполнителя роли отца или мужа, а нападая на жену, старается обнаружить у нее такие же ролевые недостатки: она плохая домохозяйка или равнодушная мать. Любой человек в течение одного дня бывает задействован сразу в нескольких «театрах жизни» — в семье, на улице, в транспорте, в магазине, на работе. Смена подмостков, как и смена ролей, вносит динамику в повседневное существование, оттачивая наш социальный профессионализм. Чем в большем количестве социальных групп и ситуаций мы участвуем, тем больше социальных ролей исполняем. Но, в отличие от литературного театра, в «театре жизни» конец пьесы неизвестен, и ее нельзя переиграть заново. В жизни многие драмы связаны с серьезным риском, иногда с риском для жизни, и большинство из них разворачиваются по неизвестному для актеров сценарию. Театр жизни имеет собственную драматургию, которая лучше всего описывается философией экзистенциализма. Анализируя пограничные ситуации, где человеку приходится принимать вызов судьбы, решать такие проблемные ситуации, которые связаны с выбором «жить или умереть», Э. Гоффман вторгается в традиционную область экзистенциальной социологии. Экзистенциалисты определяют акт социального действия как свободный выбор человека в пограничной ситуации, т.е. в фатальных обстоятельствах, где индивид либо отстаивает свое право на существование, либо не делает этого.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»