ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Что может социология?
В. Ленин объявил, что марксистская социология — это и есть марксизм, точнее, одна из его составных частей — исторический материализм. И хотя последний относится к совершенно иной форме общественного сознания (мировоззренческой, а не научной), это не помешало ему долгие десятилетия подменять собой собственно социологию.
Марксистская социология в бывшем СССР трижды пыталась подняться с колен: во время первой, второй и третьей «перестроек» 1921—1929, 1956— 1964 и 1966—1971 гг. — но каждый раз, после жесточайшего погрома, ее возвращали в положение служанки, прославляющей очередные «подвиги» власть предержащих.
В списках членов президентского совета всегда значится хотя бы один профессиональный социолог, причем из числа наиболее авторитетных. Но мы что-то не слышали, чтобы ему когда-нибудь дали слово — по крайней
228
мере, слышное за пределами президентской кельи. Хотя бы просто разнообразия ради, хотя бы в редкую минуту перерыва меж непрестанным щебетаньем экономистов.
Конечно, к экономистам нельзя не прислушиваться: горький опыт минувших десятилетий показал, что это обходится слишком дорого. Но прислушиваться только к экономистам — все равно, что из симфонического оркестра слушать один барабан. А у нас так вообще — палочки без барабана.
Дело в том, что экономисты во всем мире только и умеют, что «считать деньги». Так их учили. Но трагедия нашего злосчастного государства в том, что в нем с 1929 г. деньги заменены дензнаками («деревянными»), которые, в отличие от настоящих денег, можно печатать по усмотрению начальства в любых потребных количествах. Да к тому же на этих пустых бумажках каждый год проставляются новые и новые цифры, так что правила игры в фантики постоянно меняются. В подобных условиях лишь сумасшедший может зациклиться на счете рисуемых картинок.
Меж тем у нас с 1988 г. партию первой скрипки в госконцерте играют исключительно экономисты. И хотя в описанных условиях, говоря словами Салтыкова-Щедрина, они не столько сражаются, сколько бывают сражаемы, т.е. постоянно срамятся один за другим, — тем не менее и сегодня верховодит экономист. А ведь состояние экономики в стране таково (повальное хищничество), что здесь, наверное, уместнее был бы зоолог. Во всяком случае дельный совет социолога, политолога, психолога ни в коем случае не оказался бы лишним.
Правда, переоценивать социологию тоже не стоит. Она может не больше, но и не меньше, чем политэкономия или психология.
Социологию обычно сводят к опросам населения. Именно в таком виде она предстает простым смертным на страницах газет, на экране ТВ. Но это все равно что сводить политэкономию к фондоотдаче. Или психологию — к психиатрии. Социология может и должна давать много больше, чем проценты опрашиваемых (при всей важности последних). Она способна подсказать, как лучше организовать труд и быт, семью и школу, науку и культуру, власть и расселение людей, охрану природы и общественного порядка, здоровья граждан и границ страны. Вот эта социальная организация различных сторон жизнедеятельности общества и составляет «душу живую» социологии.
Попробуем приглядеться к ней внимательнее.
Экономисты сказали сущую истину, что вытащить страну из трясины саддамгусейнства может только возврат от вселенской казармы к рынку, от сплошного «стройбата» — к тому рынку труда, которым цивилизованные страны отличаются от нецивилизованных. Но они не уточнили, что сделать это одними экономическими мерами невозможно. По той простой причине, что экономика у нас, как известно, казарменная. А рынок в казарме, тоже хорошо известно, специфический и без целенаправленных мер быстро оборачивается сплошной дедовщиной.
Мы знаем, например, что из 72 млн работающих в России от 25 до 29 млн (по данным разных экономистов) приходится на так называемых избыточных. Это работники убыточных предприятий, а также набранные сверх не-
229
обходимости (за государственный счет), та часть работников ВПК, которые в сложившихся условиях излишни. Строго говоря, это самые настоящие безработные, осуществляющие привычную видимость работы за видимость зарплаты вместо положенного в таких случаях пособия по безработице. Что с ними делать?
Просто выставить на улицу — неизбежен социальный взрыв огромной силы, тем более что эти миллионы вовсе не виноваты, что оказались в таком положении. Оставить все как есть (что и делается вот уже который год)—так и останется наша жизнь такой, какая есть: ведь это же фактически почти 40%-ная скрытая безработица: похуже, чем в Индии или в Сомали! Такой балласт никакая экономика не выдержит.
Экономисты утверждают, что не менее половины этих страдальцев могло бы вобрать в себя частное предпринимательство. Но разве может быть массовый бизнес в стране, где каждый новоявленный бизнесмен с утра до вечера мечется в поисках товара, а с вечера до утра тщетно пытается сбыть произведенное без удавки перекупщика, меж тем как слева ему приставляет нож к горлу рэкетир-уголовник, а справа режет без ножа рэкетир-чиновник. Социологи предлагают такую социальную организацию частного предпринимательства, которая минимизировала бы подобное безобразие. Но разве их кто-нибудь спрашивает?
Разумеется, предпринимательство любых масштабов не способно полностью искоренить скрытую безработицу. Но в арсенале социологов есть и другие средства — от изменения структуры общественных (платных) работ до изменения структуры рабочего года (точнее, рабочей недели). Но и эти предложения остаются не только невостребованными — даже нерассмотренными.
Кстати, один из каналов минимизации скрытой безработицы лежит в социальной проблематике семьи. Мы объявили женщину «равной» мужчине и под шумок демагогии навалили на нее фактически 16-часовой совокупный рабочий день. Полюбуйтесь на жизнь типичной матери семейства с шести утра до двенадцати ночи — и перед вами откроется одна из причин того, что лишь незначительное меньшинство (менее 20%) наших женщин способно воспроизводить здоровое потомство. И эта страшная кривая неуклонно ползет вниз от года к году. А внизу—вырождение нации. Ради чего же мы тогда развиваем экономику?
Мы загнали в общественное производство более девяти десятых всех женщин. А как поступают в цивилизованных странах, где никто никого никуда не загоняет, а правит бал рынок труда? Там около трети женщин ухаживают дома за малышами (или за мужем, что тоже не предосудительно, если муж способен содержать семью сам). И не пожизненно, а, так сказать, ротацион-но: изменились обстоятельства — одна женщина уходит на работу, а другая сменяет ее дома. И не принудительно—добровольно, сознавая ответственность за семью, за детей. И вовсе не на положении зачуханной домохозяйки: социальная организация труда женщины — директрисы своего домашнего детсада может не уступать таковой в обычном детсаде или начальной школе, а за этими рамками жизнь может быть не менее интересной, содержательной. Но женщины-матери не имеют обыкновения устраивать засады в «белых домах» или расставлять снайперов на крышах. Поэтому—только поэтому! — на их беды никто не обращает никакого внимания.
230
Ну, хорошо, пусть сегодня не до них. Но прикиньте разницу: две трети— и девять десятых. За ней — миллионы цивилизованно освобожденных рабочих мест. Не пинком на улицу, как это реально грозит сегодня миллионам работающих матерей с малолетними детьми, а так, чтобы и матери было хорошо, и детям, и обществу в целом. Разве такая перспектива не заслуживает внимания?
Хотелось бы еще раз подчеркнуть: речь не только о матерях и детях (хотя это немаловажно) — о жизни или смерти общества в целом. Недавно мы прочитали: в стране стало по нарастающей больше умирать, чем рождаться. Начинается депопуляция — выморочность, в буквальном переводе с латинского на русский. Можно написать еще сто страниц про то, какую мучительную агонию каждой нации составляет этот процесс — и в конечном итоге нация обречена на исчезновение с земной поверхности, на «замену» ее более плодовитыми племенами. Но зададимся вопросом: почему сокращается рождаемость?
Не в последнюю очередь потому, что у молодой семьи нет своего жилья, а содержание ребенка требует от молодых родителей такой самоотверженности, таких жертв, на которые не каждая пара молодоженов готова. Стало быть? Стало быть, разум подсказывает необходимость помочь молодоженам поднять на ноги нашего с вами будущего общего кормильца, будущего «ото-варивателя» наших пенсий, которые без него так и останутся пустыми бумажками.
Посмотрите, какое парадоксальное положение складывается. В стране миллионы неприкаянных рабочих рук, в которые, можно сказать, насильно всовывают разбойничьи ножи, загоняя от безысходности в мафиозные структуры. Сотни тысяч из них могли бы стать прекрасными строителями (включая инфраструктуру строительства и смежные отрасли). Стройматериалов под ногами и вокруг—хоть всю планету застраивай. Государство готово помочь — ему все равно предстоит расселять миллионы беженцев, военнослужащих, очередников: в этом отношении один только проект заселения полупустыни, образовавшейся между Москвой и Петербургом чего стоит! Большой бизнес готов помочь — ведь это же ну очень большой бизнес! Инофирмы готовы помочь, причем под гарантию своих родных правительств (по общеизвестным политическим причинам). А сойтись вместе все эти силы, чтобы образовать своего рода «критическую массу», порождающую сотни комфортабельных городков, — никак не могут. Со своей стороны у социологов имеются детально разработанные концепции социальной организации подобного труда. Но они — словно на другой планете. Ситуация — вполне кафкианс-кая. Неужели навечно?
Сегодня расселение в стране, как и год, как и двадцать, как и пятьдесят лет назад, идет, по сути, стихийно. Сверхкрупные города, начиная с Москвы и Петербурга, расползаются, как кляксы на промокашке, грозя неисчислимыми бедами их обитателям и стране в целом. А деревни тысячами хиреют, деградируют, исчезают с лица земли. Сами градостроители здесь ни при чем: они строят, где заказывают. Экономисты со своими липовыми рублями здесь тоже беспомощны: жизнь (точнее, частник с кошельком) диктует свои законы. Помочь оптимизации расселения способен только социолог. Если его попросят.
231
Вряд ли в лучшем положении находится школа — от начальной до высшей. Мы наготовили 35 млн посредственных дипломированных специалистов (каждый четвертый из работающих!). И платим им вдесятеро меньше, чем непосредственным недипломированным. И дипломированные миллионами кидаются на рабочие места недипломированных. Тогда зачем же протирали штаны пять лет, на какой ветер кидаем каждый год сотни миллиардов? Педагоги вот уже четверть века бьют тревогу: нужна радикальная школьная реформа. Но как и какая? Ответ должен дать социальный заказ, коего по сию пору нет. Спрашивается, кто должен этот заказ выработать? Экономисты, что ли? Нет, не экономического ума это дело — социологического. И социологами такой социальный заказ давно выработан. Но не востребован.
Как ни плохо школе — науке приходится еще хуже: она агонизирует на глазах. И неудивительно, потому что единая по сути, она была (и остается) наглухо разгорожена китайско-берлинской стеной на академическую, вузовскую и отраслевую, а в каждой клетке положение ученого по-прежнему определяется не знанием, а званием (за первое платят пятнадцать тысяч, за второе — полтораста). Естественно, звания, как вурдалаки, загрызают знания, и наука, можно сказать, разлагается заживо. Для социологов науки выход из этой вурдалачьей ситуации очевиден. Политики ждут, когда кулак судьбы и в этом отношении протрет им глаза.
Примерно такое же положение в сфере учреждений культуры. Посмотрите, что делается в литературном, сценическом, музыкальном, изобразительном, архитектурном искусстве, как мучительно агонизируют книжное, журнальное, газетное дело, радио и телевидение, кинематограф и театр, музей и библиотека (общественная). Фатальна ли такая их судьба? Отнюдь нет! Просто ситуация изменилась, а мы делаем вид, что возникли трудности, которые преодолеем,—и все пойдет по-прежнему. Не пойдет само собой! Тем более по-прежнему. Необходима качественно иная социальная организация деятельности учреждений культуры, адекватная сложившейся ситуации. Социологи культуры знают, какая именно. Политики — нет. И знаться друг с другом не желают.
Перенесемся из сферы культуры, скажем, в армейскую. Вы что думаете — наша армия организована культурнее, чем музей или театр? То есть она и есть теперь что-то вроде музея — образца восемнадцатого, дробь тридцатого — в лучшем случае пятидесятого года. С идиотской в современных условиях рекрутчиной. С еще более идиотской карьерой, при которой один всю жизнь мыкается в тайге, а другой разгуливает по Тверской, одного в цвете лет вышибают пинком во чисто поле — как раз того, кто жизни не мыслит вне армии. А другого, наоборот, насильно загоняют в армию — как раз того, кто «опрудонится» при первом выстреле и ни за какие коврижки по-настоящему воевать не будет. И при этом неколебимо убеждение, будто такая социальная организация автоматически обеспечивает высокую боеспособность армии. Не обмануться бы, когда уже будет поздно!

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Что может социология?» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Світ тісний. Снігопади, що пройшли цієї зими по всій країні, знов...
Протоколи супутникових мереж
Теорія оптимізації портфеля інвестицій
МІЖНАРОДНІ РИНКИ ГРОШЕЙ ТА КАПІТАЛІВ
Аудит внесків на загальнообов’язкове державне соціальне страхуван...


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 516 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП