Предмет науки — это вопросы о том, что и как изучать, чему и как учить в данной области знания и где границы компетентности специалиста. На мой взгляд, главный порок наших прежних дискуссий о предмете социологии — их целевая установка: не столько уяснить собственно предметную область науки, сколько доказать, что она не находится в противоречии с марксистской философией и марксистским мировоззрением. Отсюда и расстановка акцентов: как соотносится социология с историческим материализмом, с теорией научного коммунизма, а ее методы — с общей диалектико-материалистической методологией. По преимуществу это были дискуссии идеологического свойства. Что есть объект и предмет научного знания, совпадают ли они? Нет, не совпадают, ибо объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а предметная ее область — те стороны, связи, отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению. Объект социологии — социальная реальность, и потому социология — наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, энтография, демография, право. Социология — наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме. На протяжении полутора столетий в определении предмета социологии противоборствуют две тенденции, истоки которых в классической философской антиномии. Речь идет о том, что в социологии параллельно развиваются две плохо согласующиеся теоретические парадигмы: макро- и макросоцио-логическая. «Макротеоретики» оперируют понятиями общества, культуры, социальных институтов, социальных систем и структур, глобальных социальных процессов. «Микротеоретики» работают с понятиями социального поведения, акцентируя внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы групповых действий. Отсюда два совершенно разных подхода к определению социологии: один в направлении развертывания ее предмета как науки о целостности общественного организма, о социальных организациях и социальной системе, другой — как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении. Было бы ошибочно считать первый теоретическим, а второй прикладным: они реализуют обе функции науки. При первом подходе социология сопрягается с демографическими, экономическими и политическими науками, при втором — с социальной психологией. К середине XX в. вполне определенно обнаружились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. Европейская социология развивалась в тесной связи с социальной философией, а 220 американская изначально формировалась как наука преимущественно о человеческом поведении. Социология в США ведет начало с Чикагской школы 1920-х годов, хотя первые кафедры по социологии возникли в 90-х годах XIX в. Именно Чикагская школа, утвердившая метод наблюдения и другие формы полевых исследований, создала особый облик американской социологии. К настоящему времени это по преимуществу проблемно-ориентированная поведенческая наука. Что же касается классической европейской социологии, то она не только тяготела к социально-философской традиции, но была к тому же предметно-ориентированной. С середины XX в. эти «чистые» линии в развитии мировой социологии стираются. В 20—40-х годах в США наряду с собственно американским направлением развития социологии влиятельным было и европейское, представленное прежде всего такими крупными теоретиками, как Т. Парсонс и П. Сорокин. Парсонс — последний американский социолог, проявлявший глубокий интерес к макросоциологической теории. Сегодня этот интерес утрачен. Главные достижения американской социологии — многочисленные теории среднего уровня, особенно в таких областях, как теория организации, социальной структуры, малые группы, коллективное поведение, массовые коммуникации, социология труда и профессий, семьи. Ориентированная на решение конкретных социальных проблем, американская социология открыла новые области, ранее либо вовсе не изучавшиеся, либо остававшиеся на периферии более крупных предметных областей социологического исследования. Это проблемно-прикладная ориентация, по свидетельству Н. Смелзера, получила сильнейший импульс в период Великой депрессии. К 30-м годам XX в. относятся классические труды по изучению безработицы и ее влияния на семью. Во время войны получили развитие исследования пропаганды и массовых коммуникаций, в 60-е годы — массовых движений (студенческие выступления, движение за гражданские права), а в наши дни — исследования взаимоотношений полов и возрастных групп. В классику социологии вошли труды Г. Мюрдаля о рассовых отношениях (40-е годы), которые дали толчок широкому направлению прикладных исследований в этой области. За 30 лет изменилось видение самого предмета социологии. Это наглядно демонстрируют университетские курсы социологических факультетов США. Сравним содержание популярного учебника Г. Беккера и А. Боскова (1957) и пособия под редакцией Н. Смелзера (1988). В книге Беккера и Боскова выделены следующие разделы: основные течения в теории и методологии — анализ социальной мысли, социологические теории недавнего прошлого, современное состояние социологической теории, структурно-функциональный анализ, методология, техника и процедуры исследования, во вторую часть книги вошли некоторые виды специализированной современной социологии, а именно: изучение малых групп, социальных конфликтов, социальной стратификации, социологии познания, права, религии, искусства плюс пограничные области (культурная антропология, социальная психология). Это учебное пособие отличает предметная направленность на макросоциологические проблемы. Социология здесь — наука об обшествен- 221 ном целом, социальных системах, социальной организации и социальных процессах. Иначе строится курс по социологии для аспирантов в пособии под редакцией Н. Смелзера. Его главные разделы: исследования социального неравенства, этнических и расовых отношений, социология полов и возрастных групп, социология труда и экономической организации, политическая социология, социология семьи, образования, религии, науки, медицины, массовых коммуникаций, социальных сдвигов, общественных движений. Однако тот же Н. Смелзер по введении к краткому курсу социологии для начинающих (1988) сохраняет традиционную структуру. Курс содержит четыре раздела: элементы социологии (культура, социальная структура, социализация, социальное взаимодействие, организация, девиация и социальный контроль, поселенческие общности и жизнь в крупных городах), социальное неравенство (стратификация и классы, этническое и расовое неравенство, половые роли и неравенство, возраст и неравенство), социальные институты (семья, образование, религия, экономическая система, политическая система), общество и изменения (динамика населения, коллективное поведение и социальные движения, социальные и культурные изменения). На вопрос «Что такое социология?» дает следующий ответ: социология — это научное исследование общества и социальных отношений. Она опирается на данные или факты из реального мира и стремится следовать им, используя научные объяснения. Смелзер выделяет две предметные «зоны»: микросоциологическую и макросоциологическую. Исследователи, работающие в области микросоциологии, считают, что социальные явления могут быть поняты только с точки зрения тех смыслов, которые люди вкладывают в свое взаимодействие с другими людьми. Они фокусируют внимание на индивидах, поведенческих актах, мотивах и тех смыслах, которые люди вкладывают во взаимодействия, которые, в свою очередь, образуют и изменяют общество. Макросоциология фокусирует внимание на типических образцах (patterns) поведения, которые дают ключ к пониманию общества в целом. Эти образцы можно назвать структурами, они включают семью, образование, религию, политическое и экономическое устройство. Люди включены в систему социальных структур и глубочайшим образом связаны посредством этих структур. Главный интерес макросоциологов — изучать взаимоотношения между частями общества и как эти взаимоотношения изменяются. Даже в макросоциологической парадигме предмета социологии Смелзер в качестве ключевого использует термин «поведенческие образцы», т.е. сохраняет за социологией статус поведенческой дисциплины. При рассмотрении социально-культурных влияний на определение предмета социологии мы наблюдаем и историко-культурную детерминанту, и действие социального запроса, общественных требований, предъявляемых социологу. Последнее можно проиллюстрировать примерами из социологической классики. Так, О. Конт своей социальной физикой подчеркивал спекулятивность идей просветителей, полагая, что усовершенствование общества (чему призвана служить научная социология) может быть достигнуто не путем 222 просвещения умов, а переустройства общественной организации, которое опирается на изучение социальной реальности. Э. Дюркгейм и М. Вебер в меньшей степени были озабочены проблемами социальной реформации, они видели прикладную функцию социологии прежде всего в том, чтобы содействовать стабилизации, упорядочению общественной жизни в согласии с ее внутренней природой, устойчивой и целесообразной в своей основе. Эта, по сути консервативная, традиция, воспринятая в структурно-функциональном анализе Парсонса и Мертона, подвергалась в 60-е годы решительной критике со стороны радикально настроенных социологов Европы и Америки. Именно тогда западные социологи обратились к марксизму, влияние которого в макросоциологических исследованиях по сию пору остается достаточно сильным. В наши дни наблюдается своего рода «американизация» западноевропейской социологии, которая сохраняет классическую философскую ориентацию. Западноевропейская социология движется в сторону проблемно-ориентированного и преимущественно прикладного развития своей предметной области. Каким же должен быть предмет социологии с учетом и нашей культурной традиции, и современной практики? Предмет социологии не может быть сведен к предмету социальной философии. Их различие состоит в том, что социология рассматривает общество в более специфических категориях и понятиях, нежели социальная философия, а кроме того — понятиях, соотносимых с эмпирически проверяемыми фактами, что обеспечивает развертыванием общесоциологической парадигмы в частносоциологические отрасли социологии. Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, — не материя и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация, не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов, не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, но скорее социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые, так как они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частно-социологических теорий: ролевого поведения личности, форм социальной организации и др.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Размышления о предмете социологии» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»