Предмет и объект исследования в методологии рассматриваются как единый и почти неразделимый комплекс. Они дополняют друг друга в результате неотделимости трех элементов познания: субъекта, объекта и условий наблюдения, которые неразрывно связаны с методом исследования. Однако специфика науки определяется не методом и даже не объектом, а ее предме- 186 том. Большинство научных методов нейтральны по отношению к данной науке, а лучше сказать — универсальны для всех наук. Наблюдением, экспериментом, опросом как методами сбора информации пользуются психологи, социологи, экономисты, физики, культурологи и специалисты в области других наук. Эти методы междисциплинарны и общенаучны. Мы уже знаем, что объект может быть один, а теорий много, и наоборот: одна теория может описывать не один, а множество объектов. Человек как объект изучения, пользуется одинаковым вниманием со стороны философов, психологов, социологов, антропологов, педагогов. Но каждый из них видит свое: философ описывает человека совсем иначе, чем психолог или социолог. Угол зрения философа, психолога и экономиста определяется предметом исследования соответствующей науки. Иначе говоря, предмет — это активная, а объект — пассивная сторона. Хотя именно изменения в социальной или экономической реальности, в жизни людей и в самом обществе стимулируют ученых к научному поиску. Ведь конечная цель науки — лучше и всестороннее познать реальные объекты. Итак, предмет — это определенный аспект, сторона объекта, взятая данной наукой в качестве главной. Психолога в человеке интересует его внутренний мир, его душа, врача — тело, социолога — совокупность социальных качеств и т.д. Изучение объекта (людей, транспорта, предметов быта или труда) не раскрывает специфики конкретной науки. Ни у одной науки нет монополии на тот объект, который она больше всего исследует. Человек, общество, экономика, труд — это объекты изучения многих наук. Эти объекты настолько многогранны, что места под научным солнцем хватит всем, даже тем наукам, которые еще только зародились или которые появятся в будущем. Использование конкретного метода (анкетирования, интервью, наблюдения, анализа документов, эксперимента, анализа статистики или теоретическо- 187 го анализа) тоже не раскрывает специфики науки. Научные методы универсальны, и ни у одной науки, как уже говорилось, нет монополии на эти методы. А вот то, что узнали ученые при помощи этих методов, их интерпретация показаний приборов, полученных данных, иными словами, то, каким ученые увидели объект, измеренный или описанный при помощи выбранного метода, характеризует: а) предмет исследования; б) специфику науки. Предмет науки — это модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой — условиями исследования: научными и практическими целями, научным знаниеми и методами. Только он отражает специфику соответствующей науки. Социология изучает не какую-то одну сторону или сферу общества, а все общество. Следовательно, построив модель этого общества, использовав для описания всю мощь понятийного аппарата социологии, мы получим предмет этой науки. Сюда войдут социальные группы и социальные институты, ценностные ориентации и социальные практики, социальные отношения, статусы, роли и т.д. Выстроив из них логическое целое, которое наглядно и убедительно представит человеческое общество, мы получим предмет социологии. ЦМЕТ СОЦИОЛОГИИ — это совокупность основных понятий облем, при помощи которых описывается социальная реаль-ь. С помощью понятий мы описываем социальную реальность, эблемы указывают на темы эмпирических исследований. Предмет науки включает все исследования, все тематические области, которые изучаются социологами, психологами или экономистами. В каждой науке ежегодно проводятся тысячи исследований, и все их данные охватываются предметом конкретной науки. Предмет науки описывает понятийный и категориальный аппарат, который применяется в этой науке, который используется ее специалистами для выбора объекта исследования, а затем для интерпретации полученных результатов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «В ЧЕМ ВАЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА НАУКИ?» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»