С самого начала чувственное познание оказывается встроенным в контекст социальных отношений. Мы ощущаем (чувствуем, воспринимаем) себя бедными или богатыми в зависимости от материального положения. В начале экономических реформ, когда гиперинфляция «съела» у людей все накопления, подавляющее большинство населения почувствовало себя обездоленным. Правда, позже имущественное положение части людей выправилось, расширились ряды среднего класса, количество иномарок в стране выросло в десятки раз, дома наполнились западной бытовой техникой. Опросы общественного мнения второй половины 1990-х гг. выявили, что массовые настроения стали более оптимистичными. 88 Можно быть уверенным в том, что чувственное познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. социально-исторический характер. В период развитого социализма модно было говорить о советском оптимизме, считалось, что советские люди с уверенностью смотрят в будущее, безопасно ощущают себя на улице, на работе, дома. Гарантия занятости и всеобщее право на труд создавали те исторические предпосылки, которые формировали совершенно особое настроение в обществе. Через 10 лет ситуация в корне поменялась. Пресса стала писать о духовном кризисе, психологических стрессах, всеобщем упадке духа, кризисном сознании и т.п.: изменились социальные условия — изменились общественные чувства людей. При этом менталитет россиян менялся слабо. Хотя 30% респондентов оставались сознательными приверженцами коммунизма, а 30% — защитниками капитализма и демократии, 40% все еще прислушивались к своим ощущениям, социальному самочувствию, не решаясь сделать сознательный выбор. У многих разум и чувства пришли в противоречие: рассудком они понимали, что дальше так жить было нельзя и развитие частной собственности необходимо, но ощущение постоянного дискомфорта и материального дефицита не позволяли им быть счастливыми. На эмоциональное состояние людей сильно подействовало разрушение привычных социальных практик, в частности возникшие трудности переписки с родственниками, живущими в другой республике, а тем более поездки к ним, трудности принимать у себя гостей, делать хорошие подарки, покупать дорогую еду — денег не стало хватать на самое необходимое. Соответственно эмоциональная оценка происходящего резко изменилась. Таким образом, можно говорить о том, что субъективный образ объективного мира 1980-х и 1990-х гг. не только различен, но и противоположен. Перестройка общественных процессов, прямо или косвенно связанных с чувственным познанием и общественной психологией, приобрела сегодня столь глубокий и катастрофический характер, что некоторые российские социологи предлагают в корне пересмотреть предмет и задачи социологической науки. По мнению Ж.Т. Тощенко, кризис социологии столь масштабен, что впору подвергнуть сомнению многие исходные положения и прежде всего представление о ее предмете: «На наш взгляд, сегодня полностью "не работает" представление о предмете социологии как о науке, исследующей социальные процессы и социальные отношения... "Плывет" и такое представление о предмете социологической науки, как социальная структура, социальные общности, ибо нет ничего неопределеннее и непостояннее, чем данные социальные явления и образования... Что касается эмпирической социологии (реально существующей), то даже самый беглый просмотр сделанного в настоящее время показывает, что основная часть прикладных исследований связана с изучением общественного мнения, т.е. с выявлением отношения людей и их оценки злободневных актуальных жизненных проблем. Анализом реакции на эти проблемы и ограничивается получаемая информация, оставляя в стороне другие значимые вопросы. Судить только по общественному мнению о реальных процессах, и особенно глубинных, не приходится — эта информация имеет особое, быстро преходящее, а часто сиюминутное значение... Все это позволяет сделать вывод, что используемые ныне концепции, понятия и подходы не дают удовлетворяющего нас ответа на актуаль- 87 ные вопросы социологической теории и практики и не могут претендовать на выработку таких показателей, которые бы характеризовали лицо современного российского общества... Новым для социологии, ее теории, методики и практики, на наш взгляд, является изучение феномена "социальное настроение"... В настроении как целостной форме жизнеощущения человека находят свое выражение весьма непростые социальные процессы»7. По всей видимости, сегодня происходит не только изменение социального контекста чувственного познания, но и переоценка отношения социологии к этому виду познания. Социальные настроения и общественное сознание выходят в социологии сегодня чуть ли не на первый план. Это вовсе не умаляет роли материальных процессов, которые, понятые как общественное бытие, все еще определяют общественное сознание. Бегство от реальности, если можно так обозначить переживаемый нами парадигмальный сдвиг, происходящий в социологии, происходит скорее от бессилия социологов что-либо изменить в этом мире. К мнению, оценкам и рекомендациям социологов не прислушиваются ни правительство, ни президент, ни Государственная дума. Повлиять на социальную структуру, расстановку классовых сил в обществе или развитие социальных институтов не может в первую очередь та категория специалистов, которая хорошо осведомлена об этом. Уход из бытия в сознание — вынужденная мера еще и потому, что именно в общественном сознании происходят самые катастрофические процессы. Видимо, социальное настроение, эмоции и чувствалюдей, обостренные до крайней степени, стали сегодня горячей точкой социологии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальный контекст чувственного познания» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»