Социолог не может избавиться от дуализма реальности, суть которого состоит в том, что собственное поведение социолога отличается от поведения тех, кого он изучает. Когда социолог думает о самом себе, он неявно подразумевает, что человек сам творит свою культуру. Но когда он изучает других людей, то неявно исходит из посылки о том, что человек — продукт культуры и социальной среды общества. Рабочая посылка социолога, выступающего за автономию своей дисциплины, базируется на его свободе от социального давления, реальность и незыблемость которого он провозглашает, когда говорит о поведении других людей. В конечном итоге он демонстрирует противоречие: они зависят от общества, но я свободен от него. Социолог, решая дилемму, разрывает обе части и приписывает их разным субъектам — себе и другим. Эти части настолько разные, что объединить их просто невозможно. В результате формируется раздвоенный образ сознания социолога: свободное «я» неявно подразумевает элиту, к которой социолог 32 незримо относит себя и своих коллег-ученых, а несвободное «они» ассоциируется у него с массой, которая выражается понятием «другие»9. Добавим сюда то, о чем умолчал Гоулднер. Социолог посматривает несколько свысока (если уместно здесь подобное сравнение) на других не потому, что он высокомерный индивид. Будучи обычным человеком, он воспринимает других как обычных людей и солидаризируется с ними в рамках своей персональной реальности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Дуализм персональной реальности» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»