ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ПРИВЫЧКА ЧЕЛОВЕКА
Вступив на стезю социализации, мы с раннего детства обучаемся правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Сознательное обучение предполагает разумное понимание реальных причин человеческих действий. Обучаясь новому, мы одновременно контролируем и управляем своим поведением. При этом огромную роль продолжают играть привычки.
Психологи рассматривают привычку как автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. А социологи видят в ней психофизиологическую основу культурных традиций, на базе которых формируются социальные институты и культурные практики. В том и другом случае речь идет о понятиях «индивид» и «личность».
824
Привычки — это еще и новые навыки поведения, выполняемые одинаково при каждом последующем воспроизводстве. Их также можно интерпретировать как повторяющиеся действия, не составляющие физиологической необходимости организма типа инстинктов или потребностей. Привычное действие совершается автоматически, тем самым замещая человеку его инстинкты. И это очень важно, особенно для эволюции человеческого рода, так как привычки всегда означают редукцию инстинктов, их вытеснение на периферию общественной жизни.
Привычку можно считать родиной потребностей. Если посещение универсама стало для вас утренней привычкой, когда вы, наполнив коляску продуктами, аккуратно расфасованными в пакетики, с наслаждением выкуриваете сигарету, то удовольствие от нее перекрывает возможное неудовольствие от обязанности посещать магазины. Соединившись, то и другое превращается если не в желание, то в привычку посетить магазин и выкурить в приятной обстановке, — а современные магазины нередко хорошо оформлены, — утреннюю сигаретку. Наша жизнь соткана из сотен тысяч подобных привычек, а значит, соткана из них и социализация как неустанный процесс формирования нашего общественного бытия.
С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении данного действия.
Привычка формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при исполнении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном.
Привычка освобождает от стихийного образования мотивов и ведет к разгрузке психики от избыточного возбуждения. Это способствует стабилизации внутреннего уклада и восприятия предметов внешнего мира. Привычки поведения в стандартных ситуациях — это своеобразная защита нашего «Я».
Привычки занимают настолько важное место в социально приобретенном поведении, а зрелый человек на 60—80% состоит именно из него, что их называют второй натурой. А можно было бы назвать и первой. Если человек при встрече с вами с завидным постоянством начинает старательно откручивать пуговицу от вашего костюма или нежно поглаживать и почесывать свою грудь, то это вовсе не значит, что он клептоман или у него чесотка. Он просто не может иначе, эти действия ему необходимы, это его привычки, которые нередко еще называют второй натурой.
Привычные действия доставляют нам необъяснимое чувство комфорта и удовольствия. Возвращение к чему-то старому, когда-то уже бывшему с нами приносит нам радость, чувство успокоения. Физиологи объясняют это состояние тем фактом, что основой привычки является динамический стереотип нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга.
825
Деятельность, возникающая на основе динамического стереотипа, протекает легко, свободно, автоматизированно и вызывает положительный эмоциональный тон. Привычное действие не вызывает сопротивления нашего мозга, значит оно протекает экономнее, быстрее, легче, а потому приятнее, доставляя почти физическое наслаждение. К старости человек на 90% соткан из привычек и лишь на 10% — из инстинктов.
По мнению А. Гелена, вся культура строится на системе стереотипных и стабильных привычек. Каждая из них касается только обособленной группы предметов. Специализация привычек происходит путем их селекции, сохранения наиболее полезных. Привычки обладают огромной силой сопротивления потоку времени.



Привычка может складываться стихийно, быть результатом воспитания и перерастать в устойчивые черты характера. Многие привычки прививаются индивиду с раннего детства и соответствующие действия выполняются без раздумья, автоматически. Так, каждый воспитанный человек, ни секунды не раздумывая, бросается на помощь женщине, на которую напал негодяй, или врывается в горящий дом, чтобы спасти ребенка. Весь ход его предыдущей жизни и воспитание приучили его в таких ситуациях действовать мгновенно, не раздумывая. Это действие стало психическим навыком, который включается автоматически. Это не что иное, как чувство долга, ответственность личности перед обществом. Действительно, формирование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. От их поведения в значительной степени зависит, какие привычки сформируются у ребенка. Привычки могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать полезные и вредные привычки. Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные — дезорганизуют наше поведение. Формирование полезных привычек и борьба с вредными являются важнейшими задачами воспитания. Привычки придают устойчивость системе воспитания, являются важной частью формирования личности в целом.
У отдельных индивидов привычки проявляются в своеобразной манере держаться, ходить, производить разные движения, повторять известные слова и т.д. Многие привычки передаются по наследству, переходят от ро-
826
дителей к детям и становятся характерными чертами семейного клана или родового поместья, классов, сословий, народов. Другие привычки усваиваются методом подражания, приобретая статус моды или обычая. Некоторые из них становятся национальными особенностями, выражающимися в особенностях быта, костюма, жилища, питания или образа жизни.
Существует целый класс привычек, которые выражают антропологию народа. Так, у многих племен Африки, австралийцев и ведов (остров Цейлон) подмечена привычка стоять во время отдыха на одной ноге, подгибая другую, или, что еще чаще, упирая ее ступней в колено или голень стоящей ноги. Обыкновенный у европейцев способ сидения — на скамейке или стуле, или на земле с вытянутыми ногами — редко употребляется в Африке, Полинезии, Азии. Здесь распространено сидение на корточках, которое европеец способен вытерпеть очень короткое время, а также сидение на земле, но с согнутыми вертикально в коленях ногами, опирающимися в землю близ туловища, или, наконец, сидение калачиком, с подогнутыми ногами.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРИВЫЧКА ЧЕЛОВЕКА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: . ВИМОГИ МІЖНАРОДНИХ СТАНДАРТІВ ДО ОКРЕМИХ ЕТАПІВ І ПРОЦЕСІВ СТВО...
Способи захисту від кредитного ризику
Внутрішня норма дохідності
Дохідність залученого капіталу
Системи передачі даних


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 686 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП