Сегодняшняя система образования держится на фундаментальной подмене понятия «человек образованный» понятием «человек обученный» и на отождествлении процесса образования с процессом обучения. Однако это далеко не одно и то же. Обучение — процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет четко регламентированные цели, задачи и этапы реализации. Что касается образования, то это гораздо более широкое и фундаментальное понятие. Процесс образования, становления человеческой личности происходит непрерывно, на протяжении всей человеческой жизни в ходе индивидуально-личностного диалога с миром окружающей человека культуры. При этом случаются ситуации, когда человека кто-то специально учит, обучает; однако в огромном количестве случаев никакого специального обучения нет, а процесс образования все равно происходит. Например, когда человек просто читает книги или общается с умными людьми, или сам пытается писать36. Также непросто обстоят дела и с понятиями «просвещение» и «грамотность», в чем нам предстоит еще убедиться. Образованный человек обладает развитым чувством совести и потому способен нести ответственность за свои действия и их последствия не только перед собой и своей референтной группой, а перед гораздо более широкой общностью, которую именуют человечеством в целом. Образованный человек — это человек, в котором присутствует нравственная доминанта. А ведь специфика нравственной позиции состоит в том, что ее нельзя усвоить как какое-то внешнее знание, ее можно лишь выстрадать. Просвещенный человек — это индивид с широким гуманитарным взглядом на мир, хорошо знакомый с достижениями мировой культуры, ориентирующийся в ее истории и направлениях, который может поддержать беседу или проявить свою эрудицию в самых разных вопросах, в том числе и естественно-научного профиля. Он может быть одновременно глубоко нравственным человеком, однако критерий нравственности не заложен в Идея вероятностного обучения // Первое сентября. 1999. № 52. 7 августа (http://archive. lseptember.ru). 641 самом понятии просвещенного человека. Скорее это некое дополнение к нему. Homo edoctus, человек образованный — это не только хорошо информированный и разбирающийся в современных науках индивид, он обладает, кроме того, самостоятельным образом мысли, гибким и развитым мыслительным аппаратом, позволяющим искать и находить нестандартные решения. При этом речь идет не о том, что он владеет готовыми алгоритмами мышления или схемами знания, как в случае человека просвещенного, а о том, что его мышление имеет свой неповторимый почерк. Зато человек просвещенный — это всегда индивид, владеющий широкой палитрой языков культуры, позволяющих ему вступать с представителями других культур в продуктивный диалог. Прежде всего это язык художественно-поэтического творчества. Таких людей относят к цвету гуманитарной интеллигенции. В то время как человек образованный может вполне быть узким специалистом или даже практиком в технических областях. Результатом действия в обществе развитой системы среднего и высшего образования является, помимо всего прочего, создание, во-первых, грамотного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещенного (на базе высшего образования) населения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ГРАМОТНОСТЬ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»