ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
О культуре славян языческого периода, т.е. IX в. и начала христианизации Руси, нам известно очень мало. Но историки точно знают, что уже тогда у славян была оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. В древности узелковая письменность была распространена у многих народов. Узелковым письмом пользовались древние инки и ирокезы, древние китайцы. Оно существовало у финнов, угров и карелов.
В истории славянского народа IX в. открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — рождается молодое сильное государство. Начало эпохи Киевской Руси принято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец — к правлению Владимира Мономаха (1113—1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси — середина IX — начало XII в.
В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 г. стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила разительный подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое, демократическое, городское, рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI в. ее население достигло 7—8 млн человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы.
Ученые спорят сегодня и спорили в прошлом о том, позитивно или негативно сказалось на дальнейшей истории России заимствование византийской культуры. Некоторые полагают, что тем самым она навсегда отгородила себя от католического Запада и, как следствие, отстала в экономи-
545
ческом развитии. Однако не стоит забывать и о том, что именно Византия дала человечеству христианство как высший религиозный закон и систему мировоззрения. Таким образом, выбрав православие, Древняя Русь черпала нравственно-религиозные принципы из первоисточника.
Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, через нее — к истокам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта. Контакты с Византией продолжались и в более позднее время. На протяжении веков культура и образование в России в значительной мере строились по византийскому образцу, что проявилось в создании в конце XVII в. при непосредственном участии греко-византийских просветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской Академии (одним из ее учеников был М.В.Ломоносов). Православные книги впитали в себя искусство греческой риторики, минуя латинское посредничество95.
Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Многообразные торговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиат ским Востоком — с другой. Уже в X в. Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговых путей, соединявших ее западных, восточных и южных соседей, — из Северной Европы в Византию. В IX—X вв. был известен и Волжский путь, по которому восточные товары и монеты поступали через русские земли в Западную Европу, а также дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой пользовалось население южных областей восточнославянского мира.
Первая школа появилась более тысячи лет назад в Киеве в X в. После принятия православия князь Владимир Святославович начал строить по всей земле церкви и просвещать народ. В самом Киеве он построил церковь Св. Василия и церковь Богородицы. Для укрепления новой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у зажиточных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Так на Руси за 20 лет выросло поколение людей, по уровню духовного развития и по кругозору далеко опередившее своих родителей. Выпускники первых русских школ стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками образованности, борцами за государственные и гражданские идеалы. Князь Владимир проводил свое намерение в жизнь, несмотря на встречаемые затруднения. Летописец говорит, что матери, отпуская детей в школу, плакали о них, как о мертвых.
В нее ходили дети бояр и дружинников. Обучение в древних школах начиналось с семи лет и продолжалось два года. Учитель обучал одновременно по рукописным книгам 8—10 ребят. Дети умели считать в пределах
9э Шаповалов В.Ф. Неустранимость наследия // Ссшис. 1995. № 2. С. 48—58.
54Б
ста. Археологи нашли игрально-счетные жетоны VI—VII вв. В учебных программах большое место отводилось пению. Домашние задания отсутствовали. Бумага на Руси появилась лишь в конце XIV в., тогда же появились первые письменные школьные принадлежности.
С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей, а вместе с ними и формирование системы духовных учебных заведений, которые ведут начало с 1030 г. Тогда по указу Ярослава Мудрого при епископской кафедре в Новгороде было основано училище православных священников. Однако в последующие столетия они не получили развития.
Во времена Кирилла и Мефодия (IX в.) грамотность на Руси была делом достаточно привычным. Обучение велось в светских, городских, церковных и монастырских школах. В XI—XIII вв. грамотность была уже широко распространена среди различных слоев общества, о чем свидетельствует большое количество найденных в Новгороде берестяных грамот на бытовые темы. На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. Первоначально под азбукой понимали алфавит, приспособленный для обучения грамоте. Древнейшие славянские азбуки в виде надписей, нацарапанных на стенах сооружений, относятся к IX в., например азбука, записанная глаголицей, на стене Круглой церкви в г. Преслав (Болгария), и кириллическая азбука XI в. на стене церкви Св. Софии в Киеве. Самая древняя русская учебная азбука относится к XI в. и записана на берестяной грамоте. К более позднему времени относятся находки кириллических азбук, выполненных на дощечках.
К XVI в. на Руси появились рукописные учебные пособия (грамматики), в которых азбука уже была выделена в отдельный раздел. Эти азбуки предлагали несколько начертаний каждой буквы, давали их славянское название и греческий аналог, толкование слов, начинающихся на данную букву. Азбуковники представляли собой анонимные рукописные сборники нравоучительного и энциклопедического характера. На Руси они имели хождение с XIII в. Первый список толкуемых слов типа азбуковника составляет часть Новгородской Кормчей книги 1282 г.96 До XVI в. азбуковники представляли собой толковые словари «неудобопознаваемых речей» (непонятных слов), встречающихся в Священном Писании. Слова были расположены по алфавиту, указывались их происхождение, перевод и разъяснение. К XVII в. распространились учебные азбуковники, как правило включающие азбуку со слогами и прописями, краткие сведения по русской, а иногда и греческой грамматике97.
Среди знати было распространено знание иностранных языков. «Книжными мужами» летописи называли князей — Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославовича, Владимира Мономаха, Ярослава Осмомысла, Константина Всеволодовича Ростовского. Известны имена 39 писцовXI—XIII вв., 15 из них были лицами духовного звания. В XI в. на Руси существовали библиотеки, в них были сборники изречений известных поэтов, философов, бого-
Григорьева И.Л., Салоников Н.В. Традиции классического образования и духовное просвещение в Новгороде в первой трети XVIII века // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы 9?науч. конф. 11-13 ноября 1997 г. Новгород, 1997. С. 113-115.
Источник: Российское образование. Федеральный портал (www.edu.ru).
547
словов мира, переводные книги «Минеи» и «Часословы». В высших школах, располагавшихся обычно при монастырях (например, при Софийском соборе в Киеве), готовили к государственной, культурной и церковной деятельности. Из них вышли выдающиеся деятели древнерусской культуры — митрополит Иларион, летописцы Нестор, Сильвестр, математик Кирик, философ К.Туровский и др. В начальных школах учили чтению и письму, основам христианского вероучения, счету.
Наряду со светской широкое развитие получила церковная литература. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особой выделки. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. Текст подавался в одну строку без слогораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI—XIII вв. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги — объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей.
В 1117 г. князем Владимиром Мономахом было написано «Поучение к детям, или Завещание». Оно продолжает древнюю традицию, восходящую, как мы теперь знаем, к Древнему Египту, обращения старшего поколения к младшему, в котором передаются не только принципы философии жизни,
автобиографический опыт и нравственное поучение, но практика воспитания и социализации, которые, по мнению субъекта поучения (обычно отца), сын должен передать внукам и правнукам. «Поучение» Мономаха продолжает и другую традицию — православную. Достаточно вспомнить трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» X в., написанный в форме наставления сыну-наследнику.
К сожалению, социологи практически никак не анализируют этот литературный жанр. Возможно, еще не создано подходящих теоретических моделей, в рамках которых можно было бы проследить историческую преемственность всевозможных наставлений и поучений как древнейших документов искусства воспитания и социализации. Других документов в нашем распоряжении вообще нет — грамоту знала в те времена только элита общества. Она и зафиксировала свои воззрения на культуру воспитания, характерную для ее времени. Прочие культурные артефакты, скажем игрушки, письменные принадлежности или бытовая утварь, дадут нам о социализации и воспитании гораздо меньше информации.
Подготовка клириков для православной церкви осуществлялась в немногих братских школах при монастырях, отдельных школах при архиерейских домах. В XIV в. развивались школы московских и подмосковных монастырей: Чудовского в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Андрони-кова, Троице-Сергиева. Таким образом, первыми школами на Руси были церковные и монастырские школы.
Учебный год в школах был установлен только в конце XVI в. Продолжительность его, деление на четверти, время перемен менялись на протяжении веков. Балльная система оценок впервые возникла в Германии, она со-
548
стояла из трех баллов (или разрядов) и официально была принята в России с 1837 г. В нашей стране только в 1935 г. были установлены пять степеней оценки успеваемости учащегося: отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо. А в 1944 г. словесная система оценки была заменена цифровой.

Для обучения детей письму в XVII в. в России стали употреблять специальные ленты, склеенные из листов бумаги. Ленты свертывались в трубку, их называли по-разному: азбука-пропись, азбука-навертень, свиток. Писались они скорописью, украшались рисунками и затейливым орнаментом. Каждой букве отводилась определенная площадь, а после букв шли изречения, пословицы, поговорки, загадки, афоризмы. Называлисьоннучитель-ными прописями. К примеру: «Ученья корень горек есть, плоды же его суть сладки». Эти прописи и породили выражение «прописные истины». В 1634 г. Бурцевым был издан в Москве «Букварь», отличавшийся простотой и четкостью графического исполнения. Он первым стал использовать красный цвет для выделения букв, слогов, названий частей и разделов книги. Второе издание «Букваря» (1637) стало первой иллюстрированной русской азбукой. На помещенной в книге гравюре изображена классная комната и наказание провинившегося ученика. В дальнейшем иллюстрирование азбук бытовыми сценами из жизни школы стало традицией. «Букварем» пользовались 60 лет, вплоть до выхода в свет Букваря Кариона Истомина (1694). В XVII—XVIII вв. на смену русскому Возрождению приходит новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением. Происходит радикальная переориентация не только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейский Запад. Лидирующая роль переходит от религиозного искусства к светскому. Русское Просвещение условно можно разбить на два этапа — XVII в., представляющий собой еще не собственно Просвещение, а всего лишь переходную эпоху к нему, и XVIII в., т.е. собственно Просвещение, началом которого послужили грандиозные реформы Петра I, а высшей точкой — деятельность Екатерины II. До- и послепетровская Россия — это, по мнению многих специалистов, две совершенно разные страны. В допетровской России основой быта и нравственных ориентации служили принципы «Домостроя», поддерживавшие строжайшую регламентацию, в которой беспрекословное подчинение более родовитому и знатному, сильному и богатому, уважение старших почиталось главной добродетелью человека. Вся литература пронизана этическим пафосом: отношение с Богом, сохранение почтения к святыне, упование на божественное начало. В XVIII в. закладываются основы светского мировоззрения: формируется система светского образования, раз-
549
виваются художества и науки. Однако полностью процесс перестройки русского общества завершился только в XIX в. Весь XVIII в. шла борьба старого и нового — допетровских порядков и европейских обычаев, происходила невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека.
В XVII в. книгопечатание из дорогого технического приспособления для одноразового использования постепенно превращается в массовое типографическое производство. Печатный двор в Москве — первое предприя-
Как Вы полагаете, качество платного образования лучше, чем качество бесплатного,
хуже или примерно такое же?

Опрос населения 4—5 августа 2001 г. Фонд «Общественное мнение»
тие культурной индустрии. Половину его продукции составляли светские издания — литература по военному и горному делу, сельскому хозяйству, медицине. В 1651 г. за один только день было продано 2 400 экземпляров «Букваря». Издавались также учебники по арифметике, геометрии, грамматике, азбуковники, совмещавшие черты толкового словаря и справочника энциклопедического характера. Книга становится массовой, но в XVII в. массовой еще не становится грамотность, ее сдерживают сословные пережитки, запрещающие обучать простонародье. Когда мы употребляем слово «массовое», то должны себе отдавать отчет, что в то время оно относилось к широким слоям мелкого и среднего дворянства, а не народа.
В XVII в. в России только предпринимаются попытки создать постоянно действующие учебные заведения. Начали открываться средние школы. В 1649 г. боярин Ф.М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре. В это время на основе монастырских школ стали создаваться духовные семинарии, мужские и женские духовные училища, церковноприходские школы98. В XVII в. благодаря деятельности Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого и других круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов которого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика.
48 Гольцев В. Очерк развития педагогических идей в Новое время (XVI и XVII столетия). М., 1880.
550

Развитию духовного образования способствовал изданный Петром I «Регламент Духовной коллегии» (1721), который обязал епископов «иметь в своих домах школы для приготовления священников». Такие заведения получили название архиерейских школ, или епархиальных школ. В России это первые регулярные духовные учебные заведения с общежитием при архиерейских домах (церковно-административных учреждениях). Первоначально в них могли обучаться дети из различных сословий, а позже принимали тол ько детей из духовного сословия. За 1721 — 1725 гг. было открыто около 46 епархиальных школ. В последние годы царствования Петра I почти каждый губернский город имел по две школы — светскую и духовную. Епархиальные школы почти в таком же количестве дожили до того времени, когда началось их превращение в семинарии (начиная с 1737 г.). Одна из первых семинарий основана Феофаном Прокоповичем в Петербурге (1725), затем семинарии открылись в Москве, Новгороде, Ростове, Чернигове и Тобольске. К началу XIX в. в России было 37 семинарий и 76 низших архиерейских школ. С конца XVIII в. подготовка служителей культа осуществлялась в Петербургской и Казанской духовных академиях (обе основаны в 1797)".
В 1687 г. в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая большую роль в русском просвещении. В ней готовили кадры для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ, университетов. Первыми высшими учебными заведениями в России были еще церковные образовательные учреждения — Киево-Могилянская коллегия (1632) и упомянутая академия. Они послужили теми ростками, из которых впоследствии сформировались Киевская и Московская духовные академии, а в столице России был учрежден первый университет. С созданием братских школ, Киево-Могилянской коллегии и Славяно-греко-латинской академии, развитием профессионального образования в XVIII в. монастыри частично утратили свое просветительское значение100.
В XVIII в. Новгород являлся выдающимся центром образования в России. Возникшие здесь высшие учебные заведения, первым из которых стала Новгородская школа братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, с их богатейшими книжными собраниями сыграли уникальную роль в становлении русской культуры эпохи Нового времени101. Созданная ими Московская славяно-греко-латинская академия разделялась на три класса, или школы:
Никольский Н.М. История русской церкви. 2-е изд. М.; Л.. 1931. Педагогический энциклопедический словарь (www.dictionary.fio.ru).
Сменцовский М.Н. Братья Лихуды. Опыт исследования церковного просвещения и церковной жизни конца XVII — начала XVIII веков. СПб., 1899; Прилежаев Е.М. Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху // Христианское чтение. 1877, март-апрель. С. 331-341; Страхова О.Б. Новгородская школа братьев Лихудов // Cyrillomethodianum XII, Thessaloniki. 1988. С 109-123.
551
верхнюю, среднюю и нижнюю. Академический курс открывался подготовительным классом, в котором преподавали русскую грамоту. В низшей школе, или «школе греческого книжного писания», ученики обучались греческому чтению и письму. В средней школе переходили к изучению грамматики. В верхней школе преподавались риторика, введение в логику и физика (естественная философия). В 1693 г. Лихуды приступили к преподаванию пиитики (т.е. метрики и стихосложения), являвшейся ранее составной частью грамматики. Грамматика и пиитика преподавались на греческом языке; риторика, логика и физика — на греческом и латинском. Обучение в Академии шло по учеб никам, составленным самими Лиху-дами. Учебный план Новгородской школы почти целиком соответствовал учебному плану Московской славяно-греко-латинской академии. В Новгороде не преподавался, однако, курс естественной философии — физики. Новгородская школа Лихудов имела, таким образом, выраженный гуманитарный характер102.
Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости образования. Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость образования для дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства. Возросшие потребности в новых специалистах вызвали необходимость формирования сети учебных заведений, издания учебников, подготовки преподавателей. В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт, способствовавший появлению книг нерелигиозного содержания. По указанию Петра I с 1714 г. в массовом масштабе стали создаваться цифирные школы. Их количество достигало 40, а число учеников доходило до двух тысяч. В этих школах детей учили началам арифметики, геометрии, а наиболее способных готовили к военным школам. В цифирные школы дворян не брали, там учились будущие солдаты.
Для дворянских детей созданы были кадетские школы (от фр. «cadet» — младший). В 1731 г. в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетский кадетский корпус — привилегированное дворянское учебное заведение, готовившее офицеров. Для девочек-дворянок первыми школами были Смольный институт и Воспитательный дом. Их обучали танцам, рукоделию. В царствование Петра возникло и несколько частных училищ общеобразовательного плана, таких как московская гимназия пастора Глюка (1703 г.. преподавались пять-шесть языков, математика, история, география, физика, риторика, политика) или петербургская школа для сирот и бедных детей Феофана Прокоповича (1721 г., преподавались четыре языка, история, география, математика, логика, риторика, рисование, музыка)103. «Петр Великий и его ближайшие преемники основывали разные училища не для удовлетворения потребности высших классов в образовании (этой потребности не было), но для того, чтобы иметь лиц, подготовленных к различ-
102 «Свободные искусства» и Новгородская школа братьев Лихудов (http://www.novsu.ac.ru).
103 Эдельман О. Образование в императорской России // Отечественные записки. 2002. № 1.
552
ным родам государственной службы», — писал К.Д. Ушинский. Образование и воспитание становятся новым требованием времени. Государству, Петру, прежде всего, для выполнения собственных замыслов нужны образованные люди.
В 1755 г. в Москве был создан университет и при нем две гимназии: одна — для дворян, другая — для разночинцев. Становясь студентом, гимназист получал шпагу и с ней дворянское достоинство, кончая университет, студент получал обер-офицерский чин. В 1758 г. в Казани были открыты две гимназии (для дворян и разночинцев). Университет в первые годы своего существования наполнялся учениками духовных семинарий и академий.
В круг изучаемых предметов для сословных учебных заведений вводятся общеобразовательные дисциплины (история, география, риторика). От дворянина начинают требовать определенного знания истории, искусства, культуры и всего того, что может быть темой для легкой светской беседы. Специальные дисциплины (фехтование, геральдика и пр.) должны были, по мысли законодателей, с детства прививать определенный образ мыслей: воспитывать сословную гордость. В кадетских корпусах закладывались первые представления о таких понятиях, как личная честь и достоинство. Появляются первые проекты реформирования образовательной системы, исходящие из дворянской среды, составленные П. Шуваловым и С. Мордвиновым.
Созданные еще в 1830-е гг. кадетские корпуса развивали в молодых людях обнаруженную склонность к литературной и художественной деятельности. Эта тенденция усилилась в середине века, приобретя качественно новые черты: кадетский корпус постепенно становится культурным авангардом дворянского сословия. В русском обществе культурные нововведения, будь то стили, мода или правило этикета, проникали в другие слои населения благодаря влиянию двора и высшего света. И в этом плане влияние двора Елизаветы было особенно значительным.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОСОБЛИВОСТІ ПРОВЕДЕННЯ ГРОШОВОЇ РЕФОРМИ В УКРАЇНІ
Аудит прибуткового податку з доходів громадян
ЛОГІЧНІ МЕТОДИ
Баланс
Правила вживання апострофа


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 625 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП