В Древнем Риме обучение прошло несколько исторических этапов. Поначалу, в период родового строя (до XI в. до н.э.) существовало только воспитание в семье, которое позже сменило школьное образование в привычном для нас виде. Однако семейное воспитание — древнейший из известных землянам институт образования — сохранилось и позже, но стало привилегией знати и было названо домашним обучением. Возникла необходимость приглашать учителей, стоивших немалых денег, по нескольким предметам, тем, которые изучались в школе, и дополнительным дисциплинам, которые необходимы были для подготовки юноши к политической карьере или профессиональной деятельности, а девушек — к ведению домашнего хозяйства и великосветской жизни. Приблизительно в V—IV вв. до н.э. просвещение и научная жизнь в Риме достигают определенных высот и к 449 году до н.э. относится известие о первой школе. Дальнейший рост городского населения вызвал к жизни широкое строительство школ. Доступны они были далеко не всем. Расслоение римлян по имущественному признаку и знатности отразилось в делении школ на элементарные и грамматические. Первые обслуживали нижний слой среднего класса — небогатое и незнатное население. Богатые и знатные пропускали начальную ступень, предпочитая давать сыновьям домашнее образование. Элементарные школы были частными и платными. В этих школах мальчики учились счету, письму, чтению. Следующей более высокой ступенью были грамматические школы, где обучались сыновья привилегированных слоев населения. Здесь обучались грамматике латинского языка, греческому языку, риторике (искусству красноречия с некоторыми сведениями по литературе, истории). Умение красиво и убедительно говорить требовалось тем, кто собирался занять выборные руководящие должности в Римской республике. Двухступенчатая система образования существовала на протяжении довольно длительного времени, а именно в эпоху Римской республики (XI— I вв. до н.э.). Позже — в период Римской империи (I в. до н.э.— V в. н.э.) — к ним прибавилась третья ступень — школы риторов, выполнявшие функцию высшего учебного заведения для подготовки политиков и государственных мужей. В них знатные юноши обучались ораторскому искусству, фило- 504 софии, правоведению, греческому языку, математике, музыке. Есть сведения, что они возникли уже в последние столетия республиканского Рима. Так на свет появилась классическая римская система образования. Обучение в ней состояло из трех ступеней: начальной школы, школы грамматики и школы риторики. Грамматические школы и школы риторов, обладая статусом частных, требовали большой платы за обучение, а потому были доступны лишь привилегированным слоям общества. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. Последняя ступень представляла собой высшую школу, где давали углубленный курс риторики и фило софии. Императоры ассигновали крупные суммы на их содержание, поскольку они обслуживали политические потребности высшего класса. Владение риторикой было необходимым условием для занятия высших государственных должностей29. Некоторое время Рим развивался в изоляции от греческой культуры. Но после завоевания Греции (146 г. до н.э.) афинская культура быстро проникает в Рим, и греческий язык становится языком знати. По отношению к классическому греческому искусству римляне выступали одновременно в роли завоевателей и филантропов. Во II в. до н.э. римские военачальники перешли к систематическому грабежу греческих городов, демонстрируя трофеи во время триумфальных шествий. О масштабах грабежа говорит тот факт, что лишь один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных греческих скульптур. Все новые и новые завоевания способствовали обогащению римских граждан и невиданному развитию меценатства. Во времена императора Августа прославился Гай Цильний Меценат. Он оказывал материальную поддержку самым талантливым поэтам. Среди них были Вергилий, член кружка Мецената и автор бессмертной эпической поэмы «Энеида», Гораций Флакк — мастер совершенной формы стиха. Римские патриции, разбогатевшие на ограблении колоний, могли позволить себе выступить в роли спонсоров искусства. Они покровительствовали обедневшим греческим художникам и скульпторам, которые в огромном количестве стекались в Рим. Даже римские императоры покровительствовали изобразительным искусствам и архитектуре. Многие богатые римляне, в том числе Цицерон, собирали коллекции греческой скульптуры. Именно римским копиям с греческих оригиналов мы обязаны большей части наших знаний о древнегреческой скульптуре. Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические способности в более практических целях, например, в земледелии или управлении государством. В области науки и философии достижения римлян были скромными. Гре- ВинничукЛ. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима: Пер. с польск. В.К. Ронина. М., 1988. 505 ческие учителя, в большом числе приезжавшие в Рим в качестве преподавателей языка и литературы, составили одну из самых ранних и самых известных волн интеллектуальной миграции, которую сегодня называют «утечкой мозгов». В римской системе образования, хотя она и позаимствовала образцы у греков, математика отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и фехтованием. Если у греков воспитание было направлено на достижение красоты и добра, то у римлян — практичности и полезности. В 15—16 лет юноши под руководством оратора изучали гражданские права и в течение года находились на военной службе. И это дало свои плоды: римские легионы, обученные по последнему слову военной науки, завоевали полмира, а римская система права, доведенная до совершенства, послужила основой законодательных систем в более чем 70 странах мира. Юридические школы давали высшее образование для людей состоятельных, имеющих собственность, и немалую, вынужденных защищать ее в судах и при помощи адвокатов. Вот почему одновременно с правоведением здесь глубоко изучали риторику и ораторское мастерство. Но у низшего класса, особенно у детей рабов, не было собственности и им не было что
защищать, а потому их интересы лежали совсем в иной плоскости. Для них римляне, т.е. те самые рабовладельцы, которые воспитывали своих детей в привилегированных юридических пансионатах, учредили так называемые педагогиумы — школы, программа обучения которых включала в себя чтение, письмо, начатки счета и физические упражнения. Здесь маленьких изгоев общества, достигших возраста 12 лет, готовили к реальной жизни, обучая их практическим профессиям, от сельскохозяйственного производства до поварского искусства. Обучение продолжалось 6 лет. Судя по сохранившимся данным, содержать педагогиум было делом частной инициативы, поддерживаемой государством. До нашего времени сохранились списки и учителей, и учеников некоторых из этих школ. Уже во II в. до н.э. в Риме существовал крупный педагогиум, где 24 преподавателя вели занятия с несколькими сотнями учеников30. Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция — наука о праве. Уже с III в. до н.э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II в. до н.э. появляются первые правоведческие исследования, а в I в. до н.э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах. В течение 200 лет основным учебным пособием в латинской школе служила «Одиссея» Гомера, переведенная греком-вольноотпущенником Ливи- 3(1 Карлов Н.В. В начале была школа... (http://spkurdyumov.narod.ru). 50G ем Андроником (III в. до н.э.). В 60-х гг. II в. до н.э. появились грамматические школы; греческие и латинские школы существовали параллельно.
В 155 г. до н.э. в Риме читали лекции представители трех философских школ Афин (академик Карнеад, перипатетик Критолай и стоик Диоген). Знатные римские семейства нанимали педагогов из числа образованных греков. Риторские школы получили развитие в Риме в эпоху Августа (27— 14 до н.э.) и в I в. н.э. — во всей империи. В эпоху Римской империи основными центрами научной деятельности оставались города эллинистического Востока: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Тем не менее упрямые римляне, стремившиеся во всем идти своим путем и всегда добиваться намеченных целей, далеко не все переняли у своих более продвинутых соседей. В отличие от греческой традиции, в римской школе предлагали не вымышленные мифологические сюжеты, а реальные факты римской истории, но завершалось высшее образование по греческому образцу. У римлян не привились и другие элементы греческого воспитания, в частности гимнастика, обучение музыке, пению, танцу. Предки нынешних итальянцев, стесняясь наготы, отвергли занятия в палестре31 и вообще спорт, предпочитая бои гладиаторов. Битвы гладиаторов проходили в огромных цирках, где толпы пассивных зрителей взирали с трибун на кровавое зрелище. Праздным толпам горожан римские власти предоставили в общей сложности 200 каникулярных дней, посвященных играм и зрелищам. В моду вошли бани, атлетические клубы, гимнастические залы и площадки для игры в мяч.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДРЕВНИЙ РИМ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»