ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

БЕСПРИЗОРНОСТЬ
Беспризорность часто рассматривается как тяжелое общественное бедствие, свидетельствующее о глубоком кризисе, переживаемом либо обществом в целом, либо его важнейшими институтами. Сегодня беспризорность относится к разновидности девиантного поведения.
357
Беспризорный — это обычный ребенок, лишенный заботы родителей или семьи, не находящийся под опекой специализированного детского учреждения, ведущий бездомный образ жизни. Он рано включается в жестокую уличную борьбу, при отсутствии воспитывающей помощи взрослых и
нормальной детской среды. У беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не наблюдается у других детей. Выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развива ет привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю, азартным играм. Чувственные элементы половой жизни пробуждаются раньше обычного. Наблюдаются авантюристические устремления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость и недисциплинированность.
Беспризорники живут в подвалах, на чердаках, городских свалках и на кладбищах. Те, кто уже прошел школу «уличной жизни», сами «зарабатывают». Естественно, криминальным путем. Они одеваются, питаются и даже снимают при этом жилье, но все же по сути остаются беспризорными. Эти граждане России провели свое детство в нечеловеческих условиях. Они не имеют семьи, образования, а значит, и опыта приемлемой для общества социализации. Воспитываясь изгоями, видя от общества мало хорошего, они, вероятнее всего, вольются в него в качестве профессиональных преступников или просто опустившихся людей. Проблема с их укоренением в обществе заключается в том, что они никогда не видели перед собой положительных примеров социализации, не накопили позитивного социального опыта, а кроме того, этим детям некуда возвращаться.
Специалисты выделяют следующие причины возникновения беспризорности:
• социально-экономические — экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами;
• социально-психологические — связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых;
• психологические причины выражаются в увеличении числа детей. имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5%28.
Россия неоднократно переживала пики беспризорности:
• период между Первой мировой и Гражданской войнами;
• голод и эпидемии 30-х гг.;
• последствия сталинских репрессий 1937 г.;
2Х Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 117-118.
358
• период после Второй мировой войны;
• последствия экономических реформ 90-х гг.
Их особенность заключается в том, что каждый следующий взлет беспризорности наступал в тот момент, когда общество не успевало оправиться от предыдущего. Исключением служит последний пик, пришедшийся на 90-е гг. и наступивший после относительно благополучного периода развитого социализма.
Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921 — 1925 гг. Сказались хозяйственная разруха, голод, эпидемии, вызванные империалистической и последовавшей за ней гражданской войнами. По данным официальной
статистики, в 1922 г. общее число беспризорников и детей, лишенных всяких средств к существованию, составляло 7 млн. Беспризорность превратилась в острейшую социальную проблему. Тысячи бараков, детских уличных столовых и ночлежек были разбросаны практически по всей стране. Основными типами учреждений для беспризорных являлись: приемники для оказания первой социальной помощи, детдома дошкольного и школьного возраста, для физически дефективных и умственно отсталых и, наконец, детский городок как комплекс разнотипных учреждений. В 1925 г. в СССР насчитывалось 3 701 таких учреждений. При детдомах было организовано свыше тысячи мастерских, им выделено около 230 земельных участков. Они не только спасали детей от голода и физической смерти, но выполняли важную функцию социализации. Спасенные дети постепенно возвращались в семьи или в трудовую обстановку. Однако сотни тысяч беспризорных детей и подростков в 20-е гг. оставались неохваченными, они пополняли криминальную среду, попрошайничали, вели асоциальный образ жизни29.
Решение проблем беспризорности потребовало специальных решений ВЦИК и Наркомпроса РСФСР. Был принят закон «Об организации дела борьбы с детской беспризорностью». Среди основных мероприятий, направленных на решение этой проблемы, стали (наряду с помещением беспризорных в детдома) назначение опеки, передача детей на договорных началах в крестьянские семьи, ремесленникам и кустарям, направление
29 Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 118-119.
359
подростков на производство в государственный сектор, оказание адресной материальной помощи на дому детям, стоящим на грани нищеты и беспризорности, защита прав и интересов детей и подростков, развертывание внешкольной работы по месту жительства при активном содействии пионерских организаций и комсомола. Беспризорных активно вовлекали в школьные занятия, кружки самодеятельности, пионеротряды. Оборудовались общежития для одиноких матерей, и им оказывалась единовременная материальная помошь.
Иначе боролись с беспризорностью и преступностью в 1960-1980-е гг. Беспризорность с улиц крупных городов России пытались упрятать в деревню и в специальные «закрытые поселения» (печально известный 101-й километр).
В 1990-е гг., когда Россию охватил глубокий социально-экономический кризис, начался новый подъем беспризорности. Резкое увеличение стрессовых ситуаций в первую очередь сказалось на детях. Ежедневно в Российской Федерации регистрируются 1 534 развода и в результате без одного родителя остаются 1 288 детей, в дома ребенка передаются 30, «отбираются» у нерадивых родителей — 32, убегают из дома — 237. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина — отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, непол-
Врезка
Е. Потапова, И. Селезнева Крыша для бесприютных
Благополучные мальчики и девочки считают слово «приют» устаревшим — если вообще его знают. Дети, жизнь которых не назовешь даже сносной, знают не только слово, но зачастую и дорогу к ближайшему приюту.
Тринадцатилетняя Нина пришла в приют сама после того, как несколько дней прожила в подвале. Медицинское обследование зафиксировало наличие гематом и сотрясение мозга. Кирилла, которому три годика, с переломом бедра доставили в приют сотрудники муниципальных служб. Оттуда мальчика пришлось сразу везти в больницу — его избил муж сестры. Из больницы Кирилла некому было забрать: от него отказалась мать. У восьмилетней Светы мать на ее глазах выбросилась из окна. В тот же год умерли бабушка и младший брат. Отцу-алкоголику девочка оказалась не нужна. А девятилетний Витя даже рад, что умер его отец. Он сделал мальчика профессиональным попрошайкой. Каждый вечер Витя должен был приносить деньги на бутылку. Если денег не хватало, отец порол сына вожжами.
Сотрудников приютов, хорошо знакомых с такими историями, давно не удивляет необыкно-

венная жестокость, с которой живущие здесь дети относятся друг к другу. Воспитатели-новички опасаются поворачиваться к своим подопечным спиной. Большинство приходящих работать в приюты не выдерживают и двух-трех дней непрерывного напряжения и уходят. Чтобы остаться, воспитатель должен пройти трехмесячный испытательный срок, научиться общаться с детьми, искалеченными морально, а часто и физически.
Судя по психологическим тестам, только у 33% детей интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. У большинства — повышенное чувство страха, враждебность, ожидание агрессии. Медицинские обследования показывают: каждый из оказавшихся в приюте ребят имеет нарушения опорно-двигательного аппарата, половина — заболевания органов пищеварения, треть — органов дыхания. Из приемника так просто не отпускают. А вот в приютах дети живут добровольно. Наверное, поэтому из них и не удирают: за пять лет не было ни одного такого случая. В приюте дети могут жить не больше года. За это время их пытаются пристроить в семьи, оформляют опеку, перераспределяют по интернатам и детским домам.
Аргументы и факты. 1998. № 35
360

Беспризорность — трагическое последствие перестройки
ноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тыс. юных россиян. Около тысячи детей в месяц исчезают бесследно. Все чаще детишек оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет. В 1995 г. таких случаев зарегистрировано 55 тыс. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок — детдомовец. Почти все они имеют родителей. Лишь 3% выпускников специнтернатов способны овладеть самой примитивной профессией. После выхода из детдома 30% ребят становятся бомжами, 20% — преступниками, 10% — заканчивают жизнь самоубийством. Хотя официальные органы не располагают точными данными о количестве беспризорных в России, специалисты считают, что в каждом крупном городе России от 20 до 45 тыс. беспризорных детей и подростков. Только в Москве их около 60 тыс. В сентябре 1996 г. около 2 млн подростков в возрасте от 14 до 17 лет не сели за школьные парты, подавшись в сферу «бизнеса». Наиболее серьезная ситуация сложилась в крупных городах России, где дети, подростки и молодежь вовлекаются в криминальную среду, убегая от родителей и пополняя ряды беспризорных30.
Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования. 1998. №3. С. 120-121.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «БЕСПРИЗОРНОСТЬ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФОРМИ І ПРОЦЕДУРИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
Особливості надання та погашення окремих видів кредиту
Аудит платежів за ресурси
РЕГУЛЮВАННЯ ВЗАЄМОДІЇ УЧАСНИКІВ ІНВЕСТУВАННЯ
Аудит інвестицій. Мета, завдання та джерела перевірки


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 2100 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП