ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ
В мифах многих народов есть герои, вскормленные зверями. Есть свои Маугли у славян, германцев, турок, индусов, африканцев... Сначала считали, что все это мифология, но факты — вещь упрямая. Когда были найдены первые дети, вскормленные волчицей, это заставило всех задуматься: дети действительно могут быть взращены дикими животными.
Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.
Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек останется самим собой, в какую бы среду его ни поместили. Их уверенность поколебала встреча с так называемыми феральными людьми.
267
Феральные люди (феральный — «мертвый», от лат. feralis, «погребенный») — существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных, т.е. для общества как бы утраченные, заживо погребенные (в социальном смысле, разумеется).
В англо-американских словарях feral переводится как дикий (лесной). примитивный (нецивилизованный), опустившийся по эволюционной лестнице; невоспитанный хам (синонимом служит savage), необузданный, свирепый варвар, дикарь, жестокое или хищное существо, животное (синонимом служат: волк, одичавшая домашняя кошка, вспыльчивый, необузданный человек). Это слово характеризует животное, человека и его поступки, племя.
В расширительном или переносном смысле такое определение употребляется по отношению к вполне нормальным людям, так или иначе отклоняющимся в своей социализации, воспитываемым не людьми, а, например, компьютерами. В таком случае компьютероманы в полном смысле слова — фералы. К ним относят также кибер-панков. На вопрос о том, кто такой киберпанк, вразумительного ответа никто не дал. Писатель-фантаст Уильям Гибсон, выдумавший этот термин, понимал под ним контркультуру свободолюбцев и террористов, работающих с компьютером. В связи с возрастающей компьютеризацией общества приобрела зловещую актуальность проблема патологической «интернет-зависимости»1 (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция). Первыми с ней столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в он-лайн. Аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Подобная зависимость оказывает пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности, нарушает нормальное общение, а также ход социализации. У человека наблюдаются пренебрежение личной гигиеной, нерегулярное питание, расстройства сна, уход от повседневных забот и контактов с людьми. Интернет-зависимый индивид погружается, иногда навсегда, в электронные джунгли, которые и заменяют ему агентов социализации.
Классические феральные люди — это индивиды, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Утерянные маленькие дети были воспитаны дикими животными: волками, медведями, обезьянами.
1 Термин «интернет-зависимость» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 г. для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета.
268
Термин придумал в XVIII в. шведский ученый Карл Линней. Он выделял их в особый вид живых существ и назвал их Homo ferns. У современных социологов «ферусы» или «феральные люди» обозначают одичавших, нецивилизованных людей. Другое название — «маугли», «дети джунглей». Из социологов первым изучил их американец Кингсли Дэвис в 1940 г.

Феральные дети {Feral children) стали таковыми в силу ряда причин, от их воли не зависящих. Они могли быть оставлены родителями, умышленно подброшены ими, от них родители могли отказаться либо у родителей их украли. Наконец, дети могли заблудиться в лесу, сбежать из дома, стать беспризорными. Даже в этом случае трудно говорить о добровольности, поскольку малолетнее существо неспособно совершать осознанный выбор. В одном случае феральными становятся дети, воспитанные дикими зверями, а потому перенявшими у них звериные повадки, в другом — широком социальном значении — детей превращали в рабов, ими торговали, извлекая прибыль, держали в изоляции или заточении, препятствуя тем самым нормальному протеканию социализации.
О некоторых случаях воспитания человеческого детеныша зверями существуют непроверенные, сомнительные или ложные сведения. Так, ученые до сих пор оставляют за скобками научного анализа случай с Джоном Ссебуннья (John Ssebunnya). В других, хотя и немногочисленных случаях мы имеем дело с аутистическими детьми (аутистическое поведение — поведение с пониженной произвольной самоорганизацией, импульсивное, с неадекватной оценкой реальности) либо умственно отсталыми. Их нельзя относить к феральным людям. Некоторые подлинные истории с феральными людьми не дошли до нас, поскольку не были письменно зарегистрированы.
Истории о волках и других животных, воспитавших человеческих детенышей, известны с античности. На них покоится фольклорная литература2, рассказы Геродота, исторические предания, в частности, о волчице, воспитавшей Ромула и Рема, которые основали Рим (Рем погибает, когда настает время строить город). Братья грудными были брошены своими родителями на берегу Тибра. Возможно, не случайно латинское слово «lupa» имеет два значения — волчица и проститутка. Знаток античности Е. Маккарти3установил в Греко-романской культуре 40 случаев, когда дети были воспита-
2 Thompson S. Motif-Index of Folk Literature. 6 Vols. Bloomington, 1966.
3 McCarthy E. Greek and Roman Lore of Animal-Nursed Infants // Michigan Academy of Science, Art and
Letters, 4.1. 1924. Vol. 27.
269
ны животными, девять из них стали богами, шесть из 40 являлись девочками. Аристотель предполагал, что человек произошел от рыбы. В средневековой Европе действительно существовала практика оставления маленьких детей в лесу, потому что в бедных крестьянских семьях их нечем было кормить. А в других странах, в частности Индии и Румынии, она сохранялась до недавних пор.
Homo ferns так или иначе описывали и анализировали в своих произведениях Гоббс, Дефо, Бэкон, Ницше, Руссо, Дидро, Драйден и др. Среди знаменитых произведений стоят «Путешествие Гулливера», «Робинзон Крузо», «Левиафан», а также некоторые полотна Пикассо, Гогена, Мунка, Клее, Миро4.
Чаще всего в роли воспитателей маленьких детей выступают волки. Средневековые Английские Хроники зафиксировали два случая воспитания детей в волчьей стае в Саффолке в 1173 г. Первый исторически достоверный случай с «волчьим мальчиком» зарегистрирован в Гессе в 1341 г. Ребенок, которого охотники нашли в стае волков, бегал на четвереньках и очень далеко прыгал. Когда его извлекали из волчьего логова, он проявил поистине звериную свирепость — визжал, кусался и царапался. Вскоре он умер, оттого что его заставляли есть человеческую пищу. В 1767 г. охотники из Фраумарка в Нижней Венгрии, преследуя большого медведя, заметили на снегу в той части гор, куда, как они считали, не ступала нога человека, человеческие следы, которые и привели их к берлоге медведя. Здесь они обнаружили настоящую златокудрую красавицу принцессу — девушку лет восемнадцати, высокую, здоровую и загорелую. Ее поведение отличалось «большой грубостью», и, когда девушку поместили в приют, она отказывалась от всего, кроме сырого мяса, кореньев и коры деревьев. Другая «медвежья девочка» в возрасте примерно трех лет была найдена в Индии в 1897 г., а в восемнадцатом столетии в Дании был обнаружен «медвежий мальчик». В 1937 г. в Турции охотник подстрелил медведицу, и на него накинулся маленький, но крепкий «древесный дух». Когда охотнику удалось с ним справиться, «дух» оказался девочкой, имевшей, однако, все повадки медведя и издававшей медвежье рычание. Один из самых последних найденных «диких» людей — семилетний «волчий мальчик» из горного района в Абруцци (Италия). Случай этот зарегистрирован лондонской «Санди тайме» в номере от 26 августа 1973 г. Мальчик «не обладает даром речи, издает отрывистые звуки, похожие на волчьи, кусает и царапает каждого, кто пытается его приласкать». Все, что удалось ученым, — обычная дрессировка. Еще более интересны, пожалуй, сообщения о «мальчике-газели». Та же «Санди тайме» в 1973 г. сообщила о том, что в глухом районе Сирии во время охоты местного принца был обнаружен среди газелей мальчик. Рассказывают, что он мог бегать вместе со стадом газелей со скоростью до пяти—десяти миль в час. У него было превосходное зрение и очень тонкий слух.
Самым крупным поставщиком необычных экземпляров служит Индия". Первым из европейцев собрал и описал их полковник Уильям Слиман (1809—1856)6. Он получал информацию из официальных источников и бе-
Подробнсе см.: Bartra R. Society's Fascination With The Wild Outsider. The Artificial Savage: Modern Myths of the Wild Man. Michigan, 1997.
5 Kipling J.L. Beast and Man in India. L, 1893. P. 13.
6 Sleeman W.H. An Account of Wolves nurturing Children in their dens. Plymouth, 1852.
270
сед с представителями колониальной администрации. С 1843 по 1933 г. из Индии поступило не менее 16 сообщений о найденных детях-волках обоих полов, были обнаружены также дети-пантеры и дети-леопарды. Двух самых знаменитых детей, девочек-волков, Камалу и Амалу, нашли в 1920 г. Доктор Дж. Сингх, попечитель сиротского приюта в Миднапоре, написал длинный и подробный отчет о своих наблюдениях за двумя девочками-волками, находившимися на его попечении; записи делались на протяжении длительного времени. В октябре 1920 г., когда он читал проповеди в районе Годамури, к нему подошли несколько возбужденных местных жителей и рассказали о «фантастических существах», живущих в джунглях. Доктор решил отправиться посмотреть на эти существа. Его завели глубоко в джунгли, и после наступления сумерек он и сопровождавшие его жители увидели семейство волков, появившихся из вырытой на склоне оврага норы. Впереди шли три взрослых волка, потом бежали два волчонка, а за ними двигались, по определению перепуганных крестьян, два «чудища». Это были два диковинных животных, которых Сингх не мог классифицировать. Они передвигались на четырех конечностях, а длинные спутанные волосы закрывали лица. После того как «чудища» выскочили из норы, доктор Сингх едва удержал своих спутников, собравшихся стрелять по ним из ружей. Он предложил поймать их. Однако «чудища» вызывали такой страх, что он вынужден был отправиться в отдаленную деревню, чтобы найти добровольцев для их поимки. Через неделю доктор вернулся к волчьему логову. Двух волков в нем не было, а волчицу, охранявшую вход, пришлось застрелить. Преподобный и его помощники были изумлены, обнаружив в логове двух волчат и двух человеческих детенышей. Последние были голыми, покрыты болячками и синяками, но проявляли большую агрессивность и были готовы энергично защищать свою территорию. Детей забрали из берлоги и отдали местным жителям, те же при первой возможности избавились от них, и доктор Сингх нашел девочек несколько дней спустя полумертвыми от голода. Он постарался выходить их, заставляя есть молоко и другую питательную пищу. Младшей, Амале, было лишь восемнадцать месяцев, а старшей, Камале — так их окрестил доктор Сингх — около восьми лет. Кожа у обеих была изрядно поцарапана и покрыта мозолями, языки высовывались изо ртов, они скалили зубы и тяжело дышали. Еще более удивительные факты выяснились позже.
Дети были неспособны видеть днем и спасались от солнечного света в темных углах. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода. Спали они всего лишь по пять—шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли жажду, лакая жидкость. Обе девочки ползали на коленях и локтях, когда находились в комнате, но на улице довольно быстро бегали, вста-
271
вая на ладони и ступни. Они рычали на людей, изгибали спины, подобно волкам, при приближении того, кого они считали опасным. Они «охотились», преследуя цыплят и других домашних животных, рыскали по двору в поисках выброшенных потрохов и с жадностью пожирали их. Но эти дети-волки прожили довольно недолго в цивилизованной обстановке. Младшая, Амала, прожила в неволе меньше года, она скончалась от нефрита в сентябре

1921 г. Камала прожила около девяти лет. Постепенно она научилась ходить, хотя до конца жизни ей так и не удалось избавиться от своей волчьей походки. Она научилась умываться, пользоваться посудой, даже выучила несколько слов, но продолжала есть сырое мясо и потроха, избегала собак. То, что она обучилась примитивной речи, означает, что при рождении у нее не было умственных дефектов и что ее волчьи повадки были целиком переняты у «приемных родителей»7.
Кроме двух индийских девочек, воспитанных волками, в 1938 г. на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все три имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. В начале 1996 г. в одном из отдаленных районов Китая было поймано странное маленькое существо — покрытый шерстью ребенок, которого прозвали «мальчик-панда». Это уже третий случай в истории, когда человеческое дитя выросло среди панд: первый был зафиксирован в 1892 г., а второй — в 1923 г. Обследовавшие мальчика ученые отметили множество аномалий в его поведении: передвигался он только на четвереньках, а на ногах даже стоять не мог — падал; не умывался, а вылизывал себя, как кошка; ел листья и молодые побеги бамбука; чесался и фыркал, как дикое животное; рычал, если был чем-то недоволен. Хоу Мэнь Лу, биолог из Пекина, изучавший мальчика-панду, считает, что его, вероятно, в раннем детстве потеряли родители, а может быть, намеренно оставили в лесу, испугавшись его внешнего вида. И неудивительно: малыш родился со значительными генетическими отклонениями — все его тело покрыто густыми волосами. Затем, очевидно, его нашли панды и по ошибке приняли, так сказать, за члена своей семьи. Соответственно и воспитали. Не считая нескольких несущественных отличий, мапь-чик-панда вел себя точно так же, как и его «приемные родители». Он проворно лазал по деревьям и поначалу кусал и царапал всех, кто к нему приближался. Однако после нескольких недель пребывания в семье немного пообвыкся и даже начал проявлять привязанность к новым «маме» и «сест-
7 HOMO FERUS — Дети-волки (http://inry.city.tomsk.net).
272
ренке». Он научился стоять на ногах и произносить несколько слов. Но до сих пор, если чем-то расстроен, он не плачет, а скулит, как собачонка.
У всех фералов отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде — мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. «Маугли» доказали, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых пробудиться, как только исчезнут культурные «оковы». Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей.
Науке известно несколько десятков подобных случаев. Дети возвращались в человеческое общество сравнительно поздно — в 8—10—12-летнем возрасте, и их, естественно, пытались научить говорить. Но так и не удалось: ни один из них так и не смог овладеть человеческой речью. Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из нескольких десятков слов. Например, девочка Камала, которую в восьмилетнем возрасте взяли из логова волков вблизи Калькутты (Индия), за шесть лет жизни в семье пастора научилась произносить всего... 30 слов, и к тому же невнятно. С каким же невероятным трудом и как медленно шло ее обучение, если в результате шестилетних усилий получился такой мизерный результат!
Но и этого бы не произошло, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого организма к обучению. «Изо-ляты» так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Генетические задатки, оказывается, в одних условиях превращаются в способности, и дети легко начинают говорить, в других условиях этот процесс затрудняется и идет медленно, в третьих — он почти совсем останавливается. Видимо, способности, как все психические качества, скорее относятся к тому, что Бидл называет «культурной наследственностью», возобновляемой в каждом новом поколении. Высшие психические функции развиваются только в процессе воспитания и социализации. Они не могут возникнуть у Homo ferns.
Вместе с тем эти дети способны на то, чего, казалось бы, человек делать не может или не должен: часами бегать на четвереньках, покрывая по 50 — 60 км в день, висеть на ветках, есть все, что попадется под руку. Дополнительные физические возможности приросли, по всей видимости, за счет атрофирования умственных навыков. Какая-никакая, но компенсация.
273
Феральные люди не могут стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно. Она представляет собой такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество. Обнаруживаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились родителей, рано пошли трудиться, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые сознательно ищут одиночества и изоляции, чтобы предаваться углубленным размышлениям и созерцанию. Часто даже когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, преодолевая трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани.
В науку с тех пор вошло понятие архетипа феральности — глубинной, примордиальной связи с природой и инстинктом. Оно вызвало гамму философских размышлений, в том числе религиозного характера. Контроль и подавление зверя в человеке — это основная задача, смысл существования христианства.
Пример Маугли, запоздавшего с социализацией, вдохновляет педагогов на создание методов раннего обучения. Один из них — В. Л ищук начал учить трехлетнюю дочь, в раннем возрасте перенесшую травму, в результате которой возникло кислородное голодание головного мозга, читать. Когда его дочь выросла, В. Лищук решил попробовать научить читать и свою трехмесячную внучку. Чего он достиг? В два года и семь месяцев Карина читает на двух языках — русском и украинском, свободно переходя с одного на другой, считает. Автор оригинальной методики убежден: если ребенка начать учить в четыре года, то это уже поздно. До шести месяцев мозг человека достигает 50% своего взрослого объема, а к трем годам — 80%. Именно в период интенсивного роста мозга легче всего можно человека чему-либо обучить. Это самый продуктивный для обучения возраст. Именно его пропустил легендарный Маугли.
274
Маугли — излюбленный пример ученых, занимающихся проблемами социализации детей. Человеческий детеныш, наделенный всеми необходимыми для полноценной социализации качествами, в том числе мозгом, речевым аппаратом, задатками к аналитике и социальным чувствам, попав в нечеловеческую среду, перестает быть человеком. Феральные люди не могут
стать полноценными членами обще
ства потому, что социализация нача-
Справка лась у них слишком поздно. Француз-
ский психолог Жан Итар прославился книгой «Дикарь из Аверона», где рассказывалась история современного Маугли. После нескольких неудач ных попыток приобщить дикаря к цивилизации Итар пришел к выводу, что в развитии человека есть определенные сенситивные периоды, когда ребенок нуждается во внешних стимулах, иначе некоторые навыки вообще не появятся.
А на противоположном полюсе находятся дети, от рождения лишенные физиологических возможностей к мышлению, речи и общению, в частности слепоглухонемые, слепые, глухие, всю жизнь находящиеся в человеческой среде и не имеющие возможности полноценного общения, тем не менее получают, пусть и в неполном объеме, возможность социализироваться и остаются в истинном смысле человеческими существами.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
Аудит розрахунків з постачальниками та підрядниками
ФОРМИ ФІНАНСУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ
Індивідуальні та інституційні інвестори
Організаційна структура банку та управління ним


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 6989 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП