Исследование школьников от 12 до 17 лет показало, что большинство подростков по всем вопросам, даже философским, предпочитают обращаться к матери, а не к отцу. Чем более напряженные отношения складываются с отцами, тем чаще подростки — как мальчики, так и девочки — стремятся следовать советам матерей. Наблюдаемое предпочтение, которое подростки оказывают советам матерей, вполне согласуется с результатами ранее проведенных исследований, которые показывают, что отношения между подростками и их матерями являются более близкими, чем между подростками и отцами. Для сына, проводящего больше времени и активно взаимодействующего с отцом, влияние последнего, вероятнее всего, окажется решающим. Девочка же, которой ближе общество матери, скорее отождествляет себя именно с ней. Благодаря частому и интенсивному общению с родителями (особенно если оно демократичное и взаимное) ребенок перенимает и усваивает родительские ценности и нормы. Отец играет важную роль в развитии девочки. Теплые отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой адаптации в сообществе представителей противоположного пола. То же самое верно и для мальчиков-подростков. Если мальчик близок к отцу, но при этом у него теплые взаимоотношения с матерью, его дальнейшие отношения с женщинами, вероятно, будут складываться более гармонично. Почти 75% американских детей в возрасте до 11 лет, живущих без отца, испытывают материальную нужду. При двух родителях в зоне бедности находится лишь 20% таких детей8. Подростки, вырастающие без отца (его вовсе нет, длительно отсутствует или не принимает участия в воспитании ребен- 8 Horn W. There Is No Substitute for Parents: socialization of children (www.findarticles.com). 204 ка), чаще пропускают либо вовсе бросают школу, у них появляется множество психологических и социальных проблем, в частности, они в большей степени подвержены суициду, употреблению наркотиков и алкоголя, вандализму и преступности. Около 70% тинейджеров, не познавших в детстве тяжелой отцовской руки, не приученных к дисциплине, становятся пациентами исправительных учреждений. Подобная статистика, совпадающая в большинстве развитых стран, свидетельствует о том, что мать не в состоянии выполнить функцию социализатора и восполнить дефицит маскулинности. Отец выполняет такую важную роль в социализации, заменить которую никто не может.
В 1960 г. без отца воспитывалось 8 млн американских детей. В 1998 г. эта цифра увеличилась до 24 млн человек. Сегодня около 40% детей в США воспитываются в семьях без отца. Эксперты полагают, что скоро их число возрастет до 60%9. Как такое могло случиться? Просто в американском обществе постепенно распространялось убеждение в том, что главную роль в воспитании детей играет мать, а отец — это как бы дополнительный социализатор. И за него никто не держался. Включая федеральные законы, стоявшие на стороне матери, например, при разводе. Поскольку основная функция отца — быть кормильцем, а государство все больше помогало простым американцам, исподволь созревало убеждение в том, что и в воспитании можно обойтись без мужчины, полагаясь в случае чего на государство. В США действительно монородительские и проблемные семьи окружены всевозможной опекой и помощью, кучей льгот и привилегий. Но становится ли от этого их число меньше? Подростки, которые близки с отцами, обладают значительно более высокой самооценкой в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Данные большинства исследований подтверждают вывод о том, что положительные отношения мальчика с отцом и девочки с матерью гораздо важнее для формирования собственного «Я» и полноценной личности, чем принадлежность к какому-либо социальному классу. Опрос 140 ленинградских семей в конце 80-х гг. показал, что старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь идет о политике и спортивных событиях. Мать, проявляя любовь к своему ребенку, ограничивает себя в своих потребностях и жертвует личной жизнью. Большинство матерей ради своего чада бросают работу, таким образом становясь зависимыми от своих мужей. Способность к самоограничению во имя ребенка — важнейший показатель Нот W. There Is No Substitute for Parents: socialization of children (www.findarticles.com). 205 глубины родительского чувства, но вместе с тем и свидетельство гиперопеки. «Любить ребенка по-настоящему — значит ради него преодолевать самого себя: подавлять свои плохие привычки и страсти, подчинять его благополучию свои интересы и стремления, т.е. ограничивать демонстрацию своей натуры, своего "Я"»10. Но далеко не все поступают именно так. Многие женщины не способны проявить силу воли, чтобы не курить или не употреблять спиртное в присутствии ребенка. Другой пример — выяснение отношений на глазах у малыша, не задумываясь о том, что на него воздействуют негативные эмоции, исходящие от родителей. Бывает, что женщина обзаводится ребенком, дабы с его помощью укрепить семью или удержать при себе любимого мужчину. В таких случаях ребенок — лишь орудие достижения иных целей, не вытекающих из функции материнства. Как показывают исследования, такие матери не способны воспитать в ребенке личность. Один из главных показателей материнской любви — понимание своего ребенка. Только постигая его существо, мать в состоянии ответить на его чувства, простить, поощрить, помочь преодолеть сомнения и приобрести уверенность в себе". Понимание со стороны матери вызывает детей на откровенность, когда они могут доверить ей свои переживания и сокровенные тайны. Иногда мать любит ребенка за то, что он любит ее. Если вместо ожидаемой ласки и привязанности она получает капризы и непослушание, для нее
это служит доказательством того, что ребенок не стоит особого внимания. Уже в первые годы своей жизни человеку необходимо ощущать, что он не зря родился на свет, что его ждали, ему рады. Только мать с ее интуитивным чувством стабильности и порядка способна удовлетворить потребность ребенка в ощущении равновесия мира, дать почувствовать ему, что мир — уютное место, и люди, окружающие его, достойны доверия и любви. У отца совсем иное призвание. Он должен привить ребенку умение преодолевать трудности, приучить его к конфликтному миру, где приходится не только соперничать, но и бороться за выживание. Таким образом, у отца и матери совершенно разные психологические ауры и способы философского мироощущения. И обе они необходимы ребенку. Человек научается любить и дружить только в том случае, если в детстве получил достаточно любви и заботы со стороны близких людей. И наоборот, вряд ли он сможет извлечь заряд человеческого тепла из своей собственной души, не получив его в первые месяцы жизни. Эстафета добра идет лишь в одном направлении — от родителей к детям. Встречное движение по времени формируется позже и возникает как ответная реакция — и не более того. 1(1 Бойко В.В. Если ты мать и жена. М., 1991. С. 16. 11 Там же. С. 28. 206 Иногда мать или отец бывают очень грубы со своими детьми, даже не подозревая, что тем самым они наносят психологическую травму ребенку. Такого рода выражения, как: какую глупость ты несешь; помалкивай, мал еще рассуждать; не суй свой нос, когда старшие разговаривают; перестань кривляться, как дурак, — часто принижают его умственные способности. В большинстве случаев ребенок повторяет эти слова в адрес своих сверстников, с гордостью демонстрируя свои знания. Но ни один из них не признается, что эти слова когда-то были предназначены для него. Иные мамы, проявляя заботу о детях, причиняют им боль. Мы часто становимся свидетелями подобных сцен: молодая мама гуляет по аллее с сынишкой лет пяти. Вдруг, отпустив руку матери, он побежал в противоположную сторону. Женщина, пытаясь его остановить, кричит вслед: «Остановись сейчас же!» Ребенок упал, сильно ударился и горько заплакал. А мать, вместо того чтобы утешить и приласкать свое дитя, начинает громко кричать на бедного мальчишку. Он съежился от обиды. И неизвестно, обратится ли он к матери за утешением, если с ним случится что-либо более серьезное. В отношениях родителей и детей ничего не проходит бесследно12. Забота о ребенке -- чувство инстинктивное, присущее всему живому. Мать, ухаживая за ребенком, удовлетворяет потребности не только ребенка, но и свои собственные. Им обоим необходимо общение на уровне возникших и развивающихся в них новых чувств, в которых ребенок стремится объединить себя с матерью, а мать — с ребенком13. Можно сказать, что общение С ре- Парадоксально, но факт бенком превращает женщину в мать. Никто, кроме матери, не может взять на себя обучение ребенка речи. Речь помогает ребенку войти в мир людей, с которыми ему предстоит жить, и открыть перед ним суть явлений. Мать неосознанно приобщает ребенка к живому повествованию, так как с первых дней его жизни она вслушивается в звуки, производимые ребенком, и понимает, что именно он хочет выразить. «Мать — начало начал каждой семьи, и потому естественно, что ребенок прислушивается прежде всего именно к матери, в ней ищет свою главную опору, у нее получает первые уроки жизни»14. Всередине 1990-х гг. под руководством Ф.Э. Шерегии В.Г. Харчевой проведено крупномасштабное изучение профессиональных ориентации российских школьников15 уже в новых социально-экономических условиях, знаменующих собой переход общества от социализма и планового распределения выпускников к рыночной экономике и свободному трудоустройству. Данные показывают, что около 45% юношей и около 50% девушек, вероятно, будут ориентироваться при выборе профессии на мнение матерей, так как их взгляды совпадают со взглядами молодежи на жизнь. Значительно ниже авторитет отцов, его отметили лишь 37,5% юношей и 23,8% деву- 13 Бойк° В.В. Если ты мать и жена. М., 1991. С. 44. Энциклопедия молодой женщины. М., 1989. С. 337. Там же. С. 344. ереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. 207 шек. Более 10% отцов и матерей утрачивают свой авторитет у детей при переходе от 9-го класса к 11-му. В целом можно сказать, что совпадение интересов семьи и школьников к 11-му классу имеет место приблизительно у '/, учащихся старших классов. Приоритетную роль в жизненном самоопределении, в том числе профессиональном, играют друзья. Так, почти 60% девушек считают, что их мнение совпадает с мнением друзей, среди юношей такое «единомыслие» с друзьями существует лишь у 34,8% опрошенных.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОТЦЫ ИЛИ МАТЕРИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»