Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? И так ли уж необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой? Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассудочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретенных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность. Тем не менее главного мы с вами не назвали — выполнение социальных ролей. Дети — единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/жен- 180 ский пол», «сын-дочь», «племянник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у них не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов — круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое ответственность. Дети не знают, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали. Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки — в дочки-матери. Взрослые никогда не играют в роли, если не считать так называемый игровой метод обучения в бизнесе. Ярким доказательством преимуществ социального родительства над биологическим считается феномен близнецов. У них одинаковые гены, много общего в поведении и психологии, но они различаются по своим моральным убеждениям, жизненным целям, ценностям. Несколько лет назад юноша, имеющий родителей американцев, но выросший в китайской семье с самого детства, впервые посетил США. Он высказал явное замешательство и непонимание американского образа жизни. Его походка, выражение лица, движения рук были скорее китайскими, а не американскими, хотя он был блондином с голубыми глазами. Очевидно, что на его воспитание повлияли не биологические, а социальные родители. Они привили ему специфический культурный код поведения. Не менее драматичный пример являют итальянцы в третьем поколении, воспитанные в итальянской колонии одного из крупных американских городов. Их «социальные навыки» высказывали большее сходство с коренными американцами, нежели с жителями Италии. Во многих африканских сообществах отношения между родителями и детьми весьма сдержанны, чтобы не сказать больше, и чем ближе родство, тем сильнее сдержанность или даже отчужденность. У народа сонинке, например, установлена весьма большая дистанция в отношениях между отцом и его сыновьями: сын обязан чтить своего отца и подчиняться ему на протяжении всей своей жизни. До достижения 20-летнего возраста он имеет право разговаривать с отцом, только приняв почтительную позу, и лишь в возрасте около 40 лет он может вкушать пищу, сидя на овчине рядом со своим отцом'. Часто так бывает, что группы людей с одинаковой физической конституцией демонстрируют огромную разницу в нормах поведения, а группы людей с разной физической конституцией показывают значительное сходство. Японцы, выросшие в среде американцев и отличающиеся от них физически, в поведении были похожи на них, но отличались от японцев, вырос- Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. 1990. № 1. С. 101. 181 ших в Японии либо в крупной японской колонии в США, с которыми их объединяла одинаковая физическая конституция. Понятно, что люди учатся друг у друга. Но что будет, если американо-японцев вновь вернуть в Японию? Положение ребенка в обществе отличается от положения взрослого. Ребенок не обладает суверенитетом, не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы. Как правило, важные решения, касающиеся его жизни и развития, за ребенка принимают взрослые. Дети нуждаются в социальной защите или опеке старших. Наряду с безработными,
мигрантами, инвалидами, стариками, сиротами, они включены в состав маргинальных групп, не способных самостоятельно заботиться о себе, создавать условия для полноценной жизни. Дети не только беззащитны, но и бесправны. Хотя во многих странах приняты специальные законы, охраняющие их жизнь и права, в семье по отношению к ним часто допускаются произвол и насилие. В семьях, где родители не хотят или не могут взять на себя ответственность за воспитание детей, они сталкиваются с явлениями проституции, тунеядства, воровства, стяжательства. Дети часто подвергаются насилию, избиениям, унижению человеческого достоинства, находятся на грани безнадзорности. В концентрированном виде пороки родителей проявляются на детях в неполных и конфликтных, стоящих на грани развода семьях. Отсутствие родительской заботы, умаление прав детей называется де-привацией. Социализация детей затруднена и в семьях, где дети рождаются вне брака либо их появление было нежелательным. Родители вымещают на них жизненные неудачи, ошибки, пороки. Практически в социальной изоляции находятся дети-инвалиды. Около миллиона школьников с дефектами развития лишены возможности получить какое-либо образование. Учеными доказано, что у детей, воспитывающихся вне семьи, значительно снижаются возможности для полноценного развития. Среди воспитанников детских домов в возрасте от года до трех лет в физическом развитии отстает 46% обследованных в 1988 г. детей, а в психическом — 75%. Взрослые часто отказываются от своих родительских функций, отдают детей в детские дома. Развивается новое явление — сиротство при живых родителях. Исследования доказывают, что лишенные тесной привязанности к родителям дети выстраивают такие модели социального мира и собственного «Я», которые губительным образом сказываются на их самооценке и дальнейшем социальном приспособлении (социализации)2. Родители, а затем и ровесники выполняют функцию значимых других, без общения с которыми нормальный процесс вхождения человека в общество невозможен. О важной роли «значимых других» в процессе социализации 2 Shaver P., Rubenstein С. Childhood attachment experience and adult loneliness / Ed. by L. Wheeler // Rev. of personality and social psychology (Vol. 1). Beverly Hills, Calif., 1980. 182 свидетельствует судьба тех, кто оказался в изоляции. Так, дети, воспитанные дикими зверями, с самого начала были лишены социальных контактов. Они не прошли социализации, у них отсутствовала связная речь, абстрактное мышление, развитые человеческие чувства. И это неудивительно, ведь именно социальное окружение формирует вторую сигнальную систе му. Дети, найденные в логове зверей, хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде — мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивают; испытывая жажду, они облизывают зубы, прекрасно видят в темноте и могут чувствовать запах свежего мяса на расстоянии 70 м; они испытывают сильный страх перед огнем и никогда не смеются. Они не знают норм человеческой морали, духовных ценностей, чувства сострадания и достижительной мотивации. Зато у них великолепно развит физиологический арсенал, необходимый для выживания в трудных и неприспособленных условиях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТРУДНОСТИ ДЕТСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»