Воспитание по самой своей сути явление интервенционистское. Слово «интервенция» (от позднелат. interventio — вмешательство), возможно, все разъясняет. Оно обозначает насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Интервенция может быть военной (одна из форм агрессии), экономической, дипломатической. В социологии интервенция может означать вмешательство одного индивида в действие, мысли, взгляды, поступки, ценности и образ жизни с целью изменить их, но так, как считает правильным это сделать тот, кто вмешивается. Родители воспитывают детей, не спрашивая их желания. Они считают правильным привить своему чаду тот образ мыслей, те знания и нравственные принципы, которые позволят в будущем, когда тот вырастет, не только стать полноправным членом общества, но продвинуться по службе, занять высокое положение и, что еще важнее, не забывать родителей и всячески помогать им. С точки зрения родителей, более важной задачи социализации не существует. Но они предпочитают не полагаться на стихийный ход событий, влияние улицы и ровесников, посторонних людей, от которых неизвестно что можно ожидать, а стремятся взять все под свой контроль и целенаправленно формировать молодую личность. В таком случае родительское воспитание — лишь одна из составных частей более общего и широкого процесса социализации, в котором участвует огромное количество людей и институтов, в том числе самое мощное учреждение — СМИ. 21 Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000. С. 155. 170 И в школе ребенок сталкивается с интервенционизмом. Между родителями и администрацией заключается гласный или негласный контракт по поводу того, что они, родители, передают право обучать своего ребенка новейшим достижениям науки квалифицированным педагогам, за что они, педагоги, несут персональную и коллективную (в лице администрации школы) ответственность. Сотрудничество двух партнеров особенно ярко проявляется во время классных собраний, куда учитель приглашает родителей для решения важных вопросов. И вновь никто не спрашивает желания ребенка. Считается, что по уровню социального развития он еще не осознает пользы обучения и не способен принять правильное решение. Так оно и есть с точки зрения будущей судьбы ребенка. Но в тот момент устремления и желания маленького гражданина направлены вовсе не на учебу. Он всячески сопротивляется навязываемым ему правилам, нормам, режиму, образу жизни. Жить под чужую диктовку он еще не привык. Он привыкнет к этому гораздо позже — тогда, когда желающих сделать это, быть может, уже не сыщется. Воспитательный интервенционизм продолжается и на других этапах социализации, в частности в армии и на производстве. В советской России всеобщая воинская повинность преподносилась как ритуальное действо, связанное со священной обязанностью мужчины — защищать свою родину. Начальная военная подготовка, Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту СССР, нормы ГТО — все подчеркивало неизбежность армейской службы для мальчика, подготавливало его к нему. Связанная с определенными ритуалами и окруженная опоэтизированными образами — проводы в армию, принятие присяги, невеста, пишущая письмо и ждущая солдата, массовые гулянья в день разного рода войск, песни и стихотворения, фильмы и спектакли, специальные праздники и ритуалы внутри армейского коллектива, униформа, «дедовщина», — все это подчеркивало инициационный характер армейской службы. В армию уходили подростками, возвращались мужчинами. Сама обязательность службы в армии, ее фатальная неотвратимость, ее неумолимое присутствие в жизни каждого мужчины накладывали отпечаток на социализацию человека. Армейский распорядок, правила казармы, жесткая регламентация жизни, солдатский юмор и «дембельские» альбомы — все это проецировало на армейский коллектив иерархию самого общества, создавало для юноши те модели, которым он должен был следовать, учило его пользоваться знаками и кодами, которыми он потом должен будет оперировать в гражданской жизни22. В армейской атмосфере проявление излишних эмоций карается как уставом, так и мнением коллектива. Проявление чувствительности в казарме исключается под страхом быть признанным не прошедшим инициации, не сдавшим экзамен на маскулинность. «Школа мужества» карает тихонь и зубрил, только агрессивное поведение, настоящее, мужское, ценится в ней. В процессе армейской службы юноши должны, пройдя ряд метаморфоз, освоить предписываемые им обществом мужские роли23. Синельников А. Поощрение и наказание. Мужчина и патриархатная власть// Преображение (Русский феминистский журнал). 1995. № 3. С. 5-15. Там же.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРВЕНЦИОНИЗМ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»