ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И МЕНТАЛИТЕТ
Тесная связь двух категорий — социализации и инкультурации — отмечена исследователями давно. Несколько меньше внимания уделяется близости таких феноменов, как социальный характер, этноисторические факторы, влияющие на развитие нации, менталитет, исторический процесс социализации больших групп людей.
Привычка мыслить и оценивать события определенным образом у народов формировалась на протяжении многих веков. Исторические события наложили на национальный менталитет свой отпечаток и особым образом повлияли на его формирование. Следовательно, менталитет является продуктом исторической социализации. И неудивительно, так как менталитет характеризует особый строй индивидуального и коллективного сознания. Это понятие с большой пользой употребляется для анализа архаических структур и мифологического сознания. Менталитет — то общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире.
Некоторые авторы отождествляют понятие «менталитет» с понятием «характера». Иногда менталитет понимают либо как присущий представителям
9 Материал написан Н.А. Моисеевой.

данного народа набор основных личностных черт (концепция модальной личности), либо как систему существующих в этносе представлений: установок, верований, ценностей, умонастроений (концепция социальной личности). На наш взгляд, менталитет и характер, несмотря на их похожесть, не являются синонимами. Отличие менталитета от национального характера в том, что последний, являясь составной частью ментальное™, включает общие пси-хо-физиологические черты жизнедеятельности (определяемые принятой нацией системой ценностей). Понятие «менталитет» по содержанию гораздо шире, чем понятие «национальный характер».
Так, основной особенностью русского характера (по оценке философов, историков, социологов, этнографов, психологов, писателей) считают противоречивость, загадочность, непредсказуемость. В национальном характере русских господствует инверсионная логика, когда происходят почти мгновенные переходы от одного по люса к другому, т.е. способность быстро повернуться противоположной стороной по закону «маятниковой модели». Ученые прослеживают действие «маятника» в характере русского этноса на протяжении всей его истории. Русский человек несет в себе порой несовместимое, что является одной из глубинных, а значит, и устойчивых характеристик менталитета русского этноса.
Чаще всего менталитет одного народа реконструируется исследователями путем сопоставления с менталитетом другого. Захватывая бессознательное, менталитет выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения, а также свойственные данному сообществу и культурной традиции способы, техники и стратегии коллективной социализации.
Исследования в области этнологии (эволюционизм и анимистическая школа), а затем исследования в области социологии (социологический рационализм Э. Дюркгейма) выделили элементы примитивной ментальное™, которые они отнесли к архаическому этапу общества. В контексте этих первых исследований, которым не удалось дать точное определение понятия «примитивная ментальность», прослеживается как скрытое противопоставление примитивных народов развитым народам, так и иерархическое распределение ментальностей. В оформление понятия «примитивной ментальное™» большой вклад внес Леви-Брюль. Он подчеркнул опасности, которые возникают при попытке постичь коллективную жизнь бесписьменных первобытных народов, основываясь на современных понятиях, чем оказал огромное влияние на направленность антропологических и этнологических исследований. Леви-Брюль отметил сущностные различия между примитивной и цивилизованной ментальностью, при этом не исключая, что между ними могут быть переходы. В «Записных книжках» (1949), опубликованных посмертно, Леви-Брюль вернулся к противопоставлению первобытной и современной ментальное™. В последней он выделил ряд черт, позволяющих характеризовать ее как логическую, организованную и рациональную.
Исследования социокультурных различий и психологических особенностей в контексте той или иной эпохи показывают разноуровневый характер исторического времени. Здесь одни ментальные процессы, касающие-
77
ся индивида, поверхностны и кратко временны, другие по продолжительности средневременны. Это процессы в области форм чувствования и образов мышления социума, которые идут размеренно и характеризуются экономическими, социальными и псхггИтическими факторами. Следующий

Уровень характеризуется наибольшей Длительностью. Это ментальные характеристики, которые не изменяются со сменой поколений и являются Наиболее устойчивыми структурами Моделей поведения и представлений. Это наиболее глубокий ментальный слой, связанный с биологическими свойствами человека, который выражается в константах архетипических образований.
Все крупнейшие исторические события, происходившие на родине, Подобно пластам или слоям культуры накапливаются в структуре психики представителя данной национальности, определяя структуру его менталитета. Расшифровать структуру менталитета — значит перечислить значимые исторические события и выяснить то, как их переживал и оценивал народ, как они повлияли в конечном итоге на его мотивацию, систему ценностных предпочтений, структуру выборов. Таким образом, менталитет делают история и историческая социализация, а национальный характер формируют человеческая природа, климат, география.
По мнению неокантианца Кассирера, примитивная ментальность отличается от нашей не особой логикой, а своим восприятием природы. Примитивный человек не способен дистанцИровать себя 0т природы и делать эмпирические различия между вещами, у него гораздо сильнее выражено чувство единства с природой, в которой он не приписывает себе особого, уникального положения. В тотемизме он не просто рассматривает себя потомком какого-либо вида животного, связь с этим животным проходит через все его физическое и социальное существование. Первобытный человек идентифицирует себя с тотемическим животным или птицей. Глубокое чувство единства живого у первобытного человека сильнее эмпирических различий. Простая морфологическая общность духовности, по мнению Гуссерля, не должна скрывать от нас интенциональные глубины.
Попытки исследования менталитета были предприняты и в России В 20-е гг. XX в. русский философ Г. Г. Шпет определил эту область знания как отрасль психологии, охватывающую изучение таких проявлений душевной жизни человека, как язык, мифы, верования, нравы, искусство10, т.е. тех же продуктов духовной культуры, которые призывали изучать Лацарус и Штейнталь, Кавелин и Вундт. В этой работе Шпет проводит подробный методологический анализ концепций Лацаруса - Штейнталя и Вундта. Идеи русского философа, изложенные в первой части его книги, введенное им по-
1,1 Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. М.; Воронеж, 1996. С. 341.
78

Российский менталитет — это отражение безмерного пространства и суровой природы
нятие «коллективные переживания», в науке наших дней называют менталь-ностью. Г.Г. Шпет предлагает изучать не продукты культуры как таковые, а именно переживания людей по их поводу, подчеркивая, что «может быть, нигде так ярко не сказывается психология народа, как в его отношениях к им же "созданным" духовным ценностям»" . Он говорит о том же, к чему пришла современная наука: о необходимости изучения в психологии субъективной культуры. Весьма актуально звучит его утверждение, что принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью а сознательным приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа: «Человек, действительно, сам духовно определяет себя, относит себя к данному народу, он может даже "переменить" народ, войти в состав и дух другого народа, однако опять не "произвольно»», а путем долгого и упорного труда пересоздания детерминирующего его духовного уклада»12. Но при этом Шпет отмечает очень важную особенность этнической идентичности, на которую не обращают внимания многие исследователи наших дней: единство человека с народом определяется обоюдным актом признания. Иными словами, чтобы быть членом этнической общности, недостаточно осознания своей к ней принадлежности, необходимо и признание индивида группой.
Затем долгое время проблема менталитета у нас практически никак не изучалась. Прорыв наметился в начале 1990-х гг. Так, например, в 1992 и 1993 гг. вышли в свет коллективная монография авторов Института этноло-
" Шпет ГГ. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. М; Воронеж,
1996. С. 341. 12 Там же. С. 371.
79
гии имени Миклухо-Маклая «Русские: этносоциологические очерки», работа двух петербургских ученых А.О. Бороноева и П.И. Смирнова «Россия и русские: характер народа и судьбы страны», а также московских специалистов из ВЦИОМ «Советский простой человек». В них был впервые представлен научный анализ этнонациональных особенностей и характера русских. Однако с методологической точки зрения и рассмотрения проблемы
ментальности первые монографии оказались недостаточно глубокими. К тому же обе монографии вышли в свет с таким большим временным разрывом между сбором данных и их публикацией, что, учитывая темпы общественных перемен в постперестроечной России, они морально устарели еще до своего рождения13. И только с появлением работ В. Агеева, 3. Сикевич, П. Шихирева, М. Грачева, К. Касьяновой и А. Наумова изучение российского национального характера приобретает черты научной обоснованности, чему во многом способствовало использование западной методологии.
Российские ученые отмечают несомненную взаимосвязь российского менталитета с пространственными и геополитическими факторами развития страны. Открытость, отсутствие природно-географических границ, невозможность естественной изоляции общества от внешнего мира, огромная протяженность, наличие богатейших ресурсов сказываются на характере хозяйствования и общественной организации народа. А.П. Бутенко и Ю.В. Колесниченко, анализируя менталитет в соотношении с идеологией в России, полагают, что это «определенное социально-психологическое состояние нации, народности, народа, граждан, запечатлевшее в себе (не "в памяти" народа, а в подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета»14.
На ментальной основе формируется совокупность определенных осознанных и неосознанных психических феноменов как результат отражения исторической реальности. Ментальность включает в себя тысячелетние традиции, обычаи, нравы, архетипы, мифы, символы, народное творчество (предания, сказания, былины, пословицы и поговорки, религиозные ритуалы и праздники), его национальный и социальный характер и др. Они оказывают влияние на общественное сознание каждой новой эпохи, особенно в переломные моменты истории государства.
При разработке государственной политики должен соблюдаться принцип ментальной, социальной и национальной идентичности, но с учетом требований общецивилизационных законов. Социальная идентичность — это соответствие, совпадение принципов построения социального государства, эффективной социальной политики и принимаемых в этих целях решений глубинным представлениям большинства граждан (например, вековым представлениям о социальной справедливости). Национальная иден-
13 Латова Н.В., Латов Ю.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общест
венные науки и современность. 2001. № 4.
14 Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и обществен
но-политический смысл // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 94.
80
тичность — это соответствие решений в области национальной политики национальному самосознанию, глубинной психологии этносов и «российского суперэтноса» (Л. Гумилев) как целостности и единства многообразия.
В жизни социума важную роль играет «ментальный инструментарий», т.е. понятия и категории этнокультуры — языки, обряды, обычаи, верования, магия, мифы, искусство, мораль. Анализ мифологии, фольклора, архетипов и установок коллективного подсознательного дает возможность изучить ценностно-смысловые образования этнических субъектов, так как именно они оказываются определяющими в структуре этнической ментальности. Менталь-ность выступает целостным выражением духовных направлений, которые не
сводятся к сумме форм общественного сознания (религии, искусства и др.), а являются специфическим отображе нием действительности, обусловленным процессом жизнедеятельности этноса в определенном географическом, историческом и культурном пространстве. Этническая же ментальность по своей сути есть система образов, представлений, стимулирующих и регулирующих поведение в данных культурных и социальных условиях.
Характерные психологические черты этнических субъектов зафиксированы в их ментальности, по которым соответственно можно судить об их историческом и социальном процессе формирования. Этническая ментальность на современном этапе обретает самостоятельность и нередко становится определяющим социально-психологическим фактором, обусловливающим общественно-политические процессы, а также процессы этногенеза в большинстве стран. Роль ментальности в этносе состоит в ориентации представителей этноса на определенное поведение, ценности, мировоззрение и носит мировоззренческо-практический характер.
Россия — гигантский конгломерат народов. По степени этнического разнообразия с Россией могут соперничать только Соединенные Штаты Америки, исторически являющиеся страной иммигрантов. Начиная с послепетровского времени (XVIII в.), в состав России вошли те народы, которые и по сей день составляют основу ее этнического разнообразия. С этого момента Россия стала грандиозной генетической и психологической лабораторией, в которой во время совместного существования разнообразных этносов и соответствующих им языков, культур, верований вырабатывался общероссийский менталитет. Совместные исторические испытания, становясь основой жизненной силы нации, наложили свою специфику на российскую ментальность, подобно тому как пережитые трудности и невзгоды способствовали закалке национального характера индивида. На пространствах России совершался и продолжает совершаться масштабный эксперимент совместного бытия огромного числа народов, как резко различающихся по своим характеристикам, так и относительно близких по языку, культуре, генетическому типу. Российские народы в большинстве своем исторически укоренены на своих территориях, но это не помешало им взаимно проникать друг в друга. Российское этническое многообразие способствовало тому, что российский дух приобрел широту, которая стала отличительной чертой его ментальности, внутреннюю свободу, в отличие от упорядоченности у народов Запада.
81
Вовлеченность в историческую орбиту всех этносов России, несомненно, не оставила неизменной ментальность ни одного из народов. Сегодня можно утверждать, что в России имеет место смешение различных национальностей, поскольку число межнациональных браков не имеет тенденции к снижению. В России, с одной стороны, наблюдается смешение наций, с другой стороны, постоянно действует и противоположная тенденция — обособление и самосохранение. Та же тенденция действует и в Соединенных Штатах, поскольку представление о США как о стране, где осуществляется «смесительный» процесс различных народов, сегодня не соответствует действительности.
Для России характерен и другой феномен: население, которое не относит себя к русскому этносу, постоянно «живет как бы в двух мирах, в двух измерениях, оказывается носителем двух типов ментальное™»15. В связи с этим для России характерен процесс аккультурации как приобретения новых черт при «сохранении основных черт исконного»16, но это ни в коей мере не является тем, что человек, овладев ценностями другой культуры, обязательно отказывается от своих прежних ценностей. В России (как и во многих странах современного мира) огромное число детей растет и воспитывается в двух культурных традициях, двух языковых средах. Другими словами, каждый представитель российской цивилизации становится носителем ментальное™ и характера, общих для данной цивилизации.
Процесс аккультурации в истории России характеризовался двумя потоками культурного творчества, трансляции достижений, традиций и новаторства. Во-первых, от центральных к окраинным субкультурам и, во-вторых, связанным с развитием устойчивых связей русскоязычных процессов в мировой социокультурной деятельности (в немалой степени благодаря французско-русскому двуязычию основной части русского дворянства и вниманию его просвещенных групп к изучению немецкого, английского и других языков). Этому факту в немалой степени способствовали результаты петровских и екатерининских реформ, завершение формирования русского литературного языка (творчество Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и др.). Параллельно в дворянскую культуру постоянно проникали элементы народного миросознания и общественных смысложизненных ценностей (совестливость, ответственность перед людьми и перед Богом, чувство Родины, духовного единства попавших в беду представителей разных сословий и этносов, включенных в общую социально-историческую деятельность на территории единого государства). В свою очередь, сознающие свою ответственность за судьбу страны дворяне, следуя нравственным идеалам и ценностям, становились народными героями (А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.И. Багратион и др.). На этой основе неоднократно происходила консолидация разных сословий, классов и национально-этнических групп страны в условиях трагических испытаний (1611 — 1612,1812,1877—1878, 1914). Уроки этой консолидации — духовный фактор патриотической сплоченности последующих поколений россиян в годы интервенции (1918—1922) и Великой Отечественной войны (1941-1945).
15 Шаповалов В.Ф. Россиеведение: Учеб. пособие для вузов. М., 2001. С.125.
16 Арутюнов С.А. Билингвизм и бикультурализм // Советская этнография. 1978. № 2.
82
Особенность России — ее полиэтничность, при которой составляющие ее народы находятся на разных этапах развития. Отсюда своеобразие типа российской государственности с сильной центральной властью, мошной бюрократией и слаборазвитостью гражданского общества. И отсюда вытекают особенности социально-психологического состояния современной многонациональной России. Это является и специфической особенностью ментальное™ населяющих ее народов. Данные антропологии, социологии

и социальной психологии подтверждают, что у народов России существуют глубинные связи определенных «психологических черт». И целостность России — в единении «общих психологических черт ее народов» (Н.С. Трубецкой). Согласно закону психической совместимости наций, с одной стороны, культура должна воплощать в себе те элементы психологии, которые являются общими для большинства данной культуры. С другой стороны, отличия разных национальных культур друг от друга должны быть идентичными различиям национальных психологии их носителей, т.е. отдельных этносов, наций, народов. От непонимания данной взаимосвязи общего и особенного наблюдаются явления национализма, как на осознанном, так и на бессознательном уровнях.
В многонациональной России существуют общие основания (язык, культура, социальное общение и т.д.), большинство этносов тысячи или сотни лет жили вместе, пережив много исторических событий (войн, смут). Пережитое людьми не исчезает, оно оседает в хранилище их бессознательной памяти, т.е. на уровне ментальное™. Неформальное признание русской культуры, проявление общинное™, взаимовыручки, соборности, мотив сильной государственности укоренились на уровне ментальное™.
В России культурно-исторически сложился и теперь объективно существует социально-генетический субстрат — российский суперэтнос. Исторически и семантически понятия «русский» и «российский» отождествлялись. Единство народов России создано «единым русским народом во всем сложном сочетании его национальностей». Но у них есть «сходство душевного уклада» (И. Ильин). Российский суперэтнос исторически формировался на основе русского этноса как базового, что отражено в названии общего государства: Русь — Россия. Многие ментальные черты стали общими как для русских, так и других наций, естественно, в разной степени у горных и равнинных народов. Более того, с русскими у других наций больше общих черт, чем отличительных.
Исследования показывают также, что у группы наших исламских народов набор некоторых фундаментальных ценностей практически тот же, что и у русских. Так, например, главные особенности менталитета российских мусульман (эгалитаризм, коллективизм, конформизм, религиозно-общинная корпоративность и др.) имеют те же истоки. Таким образом, высказывание: «В татарине много русского, так же и в русском — много от татарина» отражает ментальную характеристику российской общности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛИЗАЦИЯ И МЕНТАЛИТЕТ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Гіринг і вартість капіталу
Поняття телекомунікаційної системи. Етапи розвитку телекомунікаці...
Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку
Все про стандарт CDMA
Планування аудиторської перевірки підприємства


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 1035 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП