Понятие социализации не имеет единого значения ни в научной литературе, ни в публицистике и средствах массовой информации, ни в обыденном словоупотреблении. Общее количество определений, встречающихся в печатной и интернет-литературе, превышает 40. Нередко они не просто не согласуются, но противоречат друг другу, как будто речь идет о совершенно разных явлениях. Достаточно указать на две одинаково принятые, но противоречащие друг другу трактовки. В одном, широком, значении социализация понимается как обобществление средств производства и коллективизация (коммунизация) всех форм социальной жизни (социализация как производное от социализма). В другом, узком, значении надо говорить об индивидуальном процессе, личном усвоении культурных норм и правил общественной жизни. И чего только не понимают под социализацией разные 3 авторы — академические ученые и практики, психологи, философы, социологи, педагоги, социальные работники и т.д. Оказывается, социализировать можно почти все и всех: землю, женщину, детей-инвалидов, трудных подростков, наркоманов, пожилых и старых людей, личность, молодое поколение, несовершеннолетних, французов, зрителя, молодежь, Ходорковского, автора, капитализм, знания, природу, пищевые потребности, промышленность, сельское хозяйство, науку, Интернет, общественную жизнь, доходы от нефтяного экспорта, рынок, символы железной дороги, миф, радиостанцию, новые научные идеи, телесность, Пермь, частные капиталы, гуманитарное знание, экономические проблемы, город, медицину, джаз, литературу, бюджет, население и даже щенка. Социализация в широком смысле касается не отдельной личности или группы людей, а общества в целом либо его институтов (сфер). В этом случае специалисты говорят о социализации производства или социализации собственности. Спектр объектов, на которые распространяется социализация, очень широк. Анализ печатных и интернет-источников позволяет установить, хотя бы в главных чертах, список таких объектов, а также понимание и трактовку социализации в широком смысле. В частности, на Всероссийской научной конференции 25—27 июня 1998 г. в Санкт-Петербурге речь шла о социализации собственности как общемировой тенденции. По мнению многих ученых, тенденция к социализации собственности проявляется в росте роли общественного сектора экономики.
В XX в. европейские «левые» пришли с идеей «социализации» дикого капитализма. Они выступали за больничные листы, бесплатное среднее образование для всех, уменьшение рабочего дня, увеличение оплачиваемого отпуска, за пособия по безработице, коллективные договоры, всеобщее избирательное право. Процесс социализации нового бизнеса предполагает его «общественную раскрутку»: пиар-кампанию, рекламу, установление широких общественных связей, повышение значимости и престижа, презентации. Социализация какого-либо социального института, сектора экономики, религиозной конфессии, учреждения или даже фирмы означает, по мнению авторов широкой трактовки данной категории, не что иное, как расчистку для них площадки в социальной структуре общества, если можно так выразиться, их социальную прописку, отведение соответствующей ячейки в этой структуре, а следовательно, назначение соответствующих статуса, прав, полномочий. Одним словом, с учреждением происходит все как с человеком. Только масштаб покрупнее. И человек «прописывается» в обществе, обустраивается в нем, иногда на это уходит вся жизнь, обзаводится не только семьей, но также титулами, званиями, статусами. Он ориентируется на реакцию других людей и соответствующим образом корректирует 4 собственные действия. Индивиду важно знать общественное мнение о себе, оценку окружающих людей, то, какой имидж ему удалось построить. Но то же самое или почти то же самое делают учреждения, институты и организации, когда «социализируются» в обществе. Социализировать, между прочим, означает еще и переориентацию эгоистических установок на коллективистские, своего рода уравнивание, как бы встраивание кого-то или чего-то в общий ряд, общую систему норм и поведения. Такова функция социализации с древнейших времен, когда община или племя буквально навязывали индивиду уважение к общеродовым символам и ценностям. В каком-то смысле можно даже говорить о «коллективизации». Хотя это и не полный аналог социализации, поскольку мы знаем, какой смысл коллективизация приобрела в 1930-е гг., известное сходство между ними есть. Таким образом, новую отрасль, сектор экономики, институт, как и новичка в трудовом коллективе, необходимо прописать, познакомить с товарищами, добиться их расположения, принятия как равного себе, создать дружескую атмосферу вокруг себя, сформировать благоприятное общественное мнение о себе. Именно в этом смысле социализировать (теперь уже это слово можно употреблять без кавычек) приходится любое нововведение. Задумало правительство России ввести платный телефон для всего населения, оно должно его обкатывать вначале в отдельных регионах, на отдельных группах граждан. А параллельно через прессу запускается пропагандистская машина, цель которой — показать преимущество нововведения, заставить смириться или привыкнуть к нему, пусть не одобрить, но и не саботировать. Таким или приблизительно таким образом происходит «прописывание» любого нововведения. «Социализирование» забастовки означает превращение ее в общественно значимое событие: апелляция забастовщиков к публике, жалобы на свои беды, стремление привлечь на свою сторону как можно больше сочувствующих, проведение митингов и пикетов, публикации в прессе, выступления по телевидению и т.д. Вовлечение публики и органов власти в конфликт придает ей новое, общественно значимое качество: экономическая борьба в какой-то степени приобретает черты политической акции. «С привлечением публики как свидетеля и власти как посредника конфликт «плюрали-зируется», более того, «обобществляется», «огосударствляется», причем как стратегический, так и коммуникативный его аспекты расширяются, что типично для некоторых форм собственно политической борьбы. Поступая подобным образом, трудящиеся и профсоюзы доказывают, что для забастовки вызванный ею резонанс не менее важен, чем нанесенный ею ущерб; может быть, даже более важен»1. Специалисты говорят о социализации страхов, под которой понимают: а) формирование у индивидов навыков и установок, помогающих им преодолевать риски, стрессы, опасные ситуации и угрозы; б) создание в обществе дополнительных учреждений, страхующих граждан от природных и техногенных рисков (землетрясений, наводнений, пожаров и т.д.), угрозы для жизни Аккорнеро А. «Терциаризация» индустриального конфликта // Рабочий класс и современный мир. 1987. №3. С. 123. 5 и преступности, риска потерять работу и безработицы2. Психологи пишут о социализации эмоций, интересов, печали, радости, гнева, стыда3. Зарубежные справочники, в частности «The Reader's Digest Great Encyclopedic Dictionary»*, сообщают читателю, что существительное «социализация» происходит от глагола «социализировать» (socialize), который можно перевести на русский как сделать экономику или общество социалистическим; поместить индивида под контроль группы или правительства; превратить антиобщественные установки в прообщественные или просоциаль-ные; сделать кого-то дружественным, сотрудничающим, социабельным (sociable); адаптироваться к потребностям социальной группы, активно участвовать в ее деятельности; принимать участие в общественных движениях. Согласно другому источнику5, социализировать означает делать что-то или кого-то общественным, в более узком смысле — приводить в соответствие с нормами и требованиями социальной среды. Социализировать промышленность означает ее обобществлять, делать основой социалистической, плановой экономики. Можно социализировать и медицину, для чего ее необходимо из частной превратить в общественную либо подчинить всю деятельность здравоохранения высшим общественным интересам. В том же духе можно социализировать науку, землю, недра и т.п. Для педагога, особенно школьного, за непонятным словом социализация скрывается очень простое и в то же время очень важное умение. Какое? Во-первых, ладить с окружающими. Во-вторых, понимать законы общества, в котором приходится жить, а главное, научиться подчиняться общественным требованиям, не теряя при этом своего лица. Проще говоря, социализация — это умение жить в единстве с миром и самим собой. Обобщив различные точки зрения, количество которых порой превышает все мыслимые пределы, мы предлагаем понимать социализацию в широком и узком значениях. В широком она обозначает изменение самого общества, в узком — изменение человека. Построение социализма, переход от этики индивидуализма к этике коллективизма, создание общества социальной демократии, где развита забота государства о людях, — все это предполагает трансформацию общества, его социализацию, а точнее сказать, «со-циализмацию» (от слова «социализм»). 2 Андрусенко В.А. Социальный страх. Свердловск, 1991; Прилутская О.А. Социализация страхов у населения и психологические особенности изменения поведения и отношений // Credo. 1998 №5 (II). 3 Изард К. Психология эмоций. СПб., 2003. 4 The Reader's Digest Great Encyclopedic Dictionary. Montreal, 1964. 1 Merriam-Webster's Collegiate Dictionary (www.britanica.com). 6 В узком смысле социализация обозначает такую трансформацию человека, что он из существа корыстного, эгоистического, замкнутого на себя превращается в существо, умеющее общаться и жить в мире с другими людьми. Оба понятия, как мы видим, обозначают очень близкие процессы. Первый предполагает перестройку общества под гуманистические идеалы человека, второй — воспитание человека в духе сохранения общества.
Социализация в широком смысле — изменение самого общества, в узком — изменение человека Следовательно, те явления и процессы, которые противоречат указанному выше, следует признать либо как антисоциализацию, либо как неудачную социализацию. Вандалы, разрушающие могилы предков, скин-хэды, проявляющие национальную и расовую нетерпимость, — это анти-социализаторы. Они учат людей не миру, а вражде. Эгоисты — нрав ственные антисоциализаторы. Бомжи, изгои общества, все, кого общество изгнало, лишило прав, поставило за гранью обычного существования, — неудачники социализации. В широком смысле классический капитализм несет в себе не- или анти-социализационный потенциал. Он развивает в людях алчность и эгоизм, стремление защищать себя в ущерб другим. В отличие от него современный социализм, проявляющий заботу о гражданах и формирующий этику терпимости, гораздо ближе к идеалу социализации в широком понимании, чем советский социализм, проявлявший заботу о людях лишь на словах. Вопрос о том, что есть социализация, какова ее природа и сущность, теснейшим образом связан с другим вопросом, а именно о том, каковы критерии социализации. 7 Критерий (от греч. kriterion — средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. В данном случае под критерием мы будем понимать не простой признак, выступающий основанием классификации, а решающий признак, в соответствии с которым можно оценить, произошла социализация или нет. Процесс социализации завершается превращением человека, или индивида, в личность. Если личность понимать по-марксистски, то надо утверждать, что она есть совокупность всех общественных отношений, выраженных каким-то особым, скажем, персональным, конкретно индивидуальным способом. Если это так, а опровержения данной истины пока еще не появилось, то социализация заключается в умении полноценно действовать, ре-ализовывать себя во всех сферах общественных отношений, сложившихся на данный исторический момент в конкретном обществе. Если общество доиндустриальное, т.е. традиционное, то разнообразие общественных отношений, доступных для самореализации индивида, невелико. Многие области общественной жизни закрыты для него в силу сословных запретов. Даже получив высшее образование, англичанин не может стать членом высшей палаты парламента, если у него нет дворянского титула. Не случайно современное английское общество относят к смешанному типу стратификации, хранящему в себе исторические пережитки. В современном американском или российском обществе с высшим образованием можно достичь любой ступеньки на социальной лестнице, поскольку никаких сословных или иных социальных барьеров не существует. Постиндустриальное общество предполагает, что основная масса рабочей силы страны имеет высшее или среднее специальное образование, позволяющее трудиться в высокотехнологичных секторах экономики. В нем, как известно, преобладает третичный сектор — сфера обслуживания и управления. С таких позиций критерием социализации становится наличие
высшего или среднеспециального образования и возможность для индивида реализовать себя в любой сфере общественной жизни по собственному желанию. Отсутствие такого уровня образования превращается в барьер для полноценной социализации.
Барьер социализации — любое естественное (врожденные дефекты) или искусственное (дисфункции социальных институтов и антиобщественные практики) препятствие, нарушающее нормальное протекание социализации на индивидуальном уровне. Барьером могут стать развод, неполная семья, инвалидность, шизофрения, неустройство общества (аномия), социальная изоляция (феральные люди), отказ родителей от своих воспитательных функций (пьянство), попадание детей в экстремальные условия (насилие, в том числе сексуальное и физическое со стороны родителей, продажа в рабство, скитания и уход из шко- 8 лы), тюрьма, армия, бандитская среда. Сюда же относятся для взрослых — нелегальное проживание в чужой стране, плен, рабство, наркомания, потеря памяти и личности, участие в тоталитарной секте. Проживание в интернате и детдоме — серьезный барьер социализации. Коммуникативные барьеры, вызванные особенностями проживания в интернате, преодолеваются приездом оздоровительных групп детей из других интернатов. Совместные конкурсы, дела, условия жизни развивают дружеские отношения, порождают привязанность, переписку и телефонные звонки. Барьером может стать перенесенная травма — физическая, психическая, культурная. Гибель родителей для детей, глубокий кризис, шокирующие сцены насилия, культурная травма по Штомпке и т.д. В сентябре 1996 г. на железнодорожном переезде Мокрый Батай станицы Ка-гальницкой Ростовской области произошло столкновение автобуса с детьми и грузового состава. Жертвами этой трагедии, потрясшей всю страну, стали дети в возрасте от 8 до 14 лет. Те из них, кому посчастливилось выжить, перенесли тяжелый эмоциональный стресс, ставший причиной серьезных нарушений психического и психосоматического здоровья, получили телесные повреждения и травмы различной степени тяжести, потеряли друзей (в двух случаях — братьев). Медикам, психотерапевтам и психологам было ясно, что пострадавшим детям и их родителям требуется экстренная психокоррекционная и психотерапевтическая помощь, которая должна перерасти в поэтапную пролонгированную реабилитацию. Социализация на уровне общества нарушается в тех случаях, когда: 1) отмечается перепроизводство высококвалифицированных работников, для которых в экономике нет нужного числа рабочих мест, которым приходится эмигрировать в другую страну или которые, оставшись на родине, уходят в другие отрасли, идут на менее оплачиваемые должности, остаются безработными и вообще — чувствуют себя частично или полностью лишними людьми; 2) наблюдается недопроизводство работников нужной квалификации и обществу приходится их быстро дообучать, устраивать на неподходящие рабочие места, где от них требуют больше, чем они знают и умеют, импортируют рабочую силу из других стран для того, чтобы восполнить пробел, оставляя собственных граждан без надежды на будущее и перспективы продвинуться в случае получения в ближайшее время необходимого образования, а рядовых налогоплательщиков заставляя оплачивать из своего кармана дорогую зарубежную рабсилу. Если в каком-то обществе есть все условия и предпосылки для самореализации, а индивид ими не пользуется, то успешной или полноценной такую социализацию назвать нельзя. Кто-то поленился приобрести высшее образование, кто-то не прошел конкурсные экзамены, а может быть, ему недостало денег для получения платного образования либо необходимость кормить семью отвлекла от учебы. В дальнейшем пространство для социального маневра резко сужается. Ему, вопреки желанию, придется трудиться в сфере преимущественно физического труда. Это не значит, что такой человек не является полноценной личностью. Можно говорить лишь о том, что его возможности для полноценной социализации очень узкие. Он живет как бы по меркам индустриального общества, находясь в постиндустриальном. Его нельзя считать среднетипичным индивидом постиндустриального общества. Сегодня подавляющее большинство молодежи в США, Японии и Западной 9 Европе, вступивших в фазу постиндустриального общества, имеет высшее образование. Таково требование к современной рабочей силе, продиктованное высокотехнологичным производством. Чем выше уровень образования, выше квалификация, тем больше шансов на рынке труда, шире возможности выбрать любимую специальность, а значит, при наличии прочих условий, быть удовлетворенным жизнью и чувствовать себя в обществе комфортно. Возьмем в качестве исходной точки при определении критерия полноценной социализации комфортность личной жизни. Чувство комфортности свидетельствует о том, что человек достиг многого в этой жизни, устроил себя и семью, поставил на ноги детей, имеет достаточные материальные возможности, чтобы реализовать любое или большинство своих желаний. Он не чувствует бессмысленности существования, неудовлетворенности, усталости, одиночества. Он доволен тем, что затраченные усилия оправдались. Ему открыты все или многие дороги в этой жизни. А теперь перейдем к противоположному полюсу придуманного нами континуума успешной социатизации. Здесь обитают неудачники социализации, о которых еще пойдет речь. Это не только социальное дно общества,
но и среда обитания тех, у кого материальное положение, может быть, и не очень плохое, но кто не чувствует себя комфортно в этом обществе, в чем-либо главном ограничен. Судьбы людские невероятно разнообразны. Кто-то до конца своих дней так и не смог реализовать себя, выйти в люди: то ли женился неудачно, то ли детьми не обзавелся, то ли работу любимую не нашел. А причиной может стать не обязательно лень или отсутствие способностей, а расклад социальных факторов: рос в неполной семье или воспитывался в интернате, рано потерял родителей, вместо учебы занимался добыванием хлеба насущного и т.п. У этих людей нет ощущения того, что они реализовались в жизни на все сто процентов. Им неведомо чувство социального комфорта. Его нет у детей: сирот, скитающихся по вокзалам, брошенных на произвол судьбы пьющими родителями или вынужденных жить вместе с ними, но не получающих в достаточной мере навыков социализации и воспитания. Полностью социализированный индивид не должен отождествляться с хорошо воспитанным. Воспитание и социализация, при всем их сходстве, все же различаются. Воспитание заключается в прививании ребенку хороших манер поведения и этикета, всестороннем развитии заложенных в нем художественных способностей. Обычно оно имеет ярко выраженную гуманистическую окраску. А если у ребенка технические склонности, а отец привил любовь к технике, воспитал из него блестящего умельца, то это вроде бы как и не считается воспитанием, особенно если он еще и косноязычный. Всестороннее художественное образование и светское воспитание предполагают основательное знакомство с культурой, литературой и искусством, 10 владение литературным разговорным языком, соблюдение этикета и непременно отсутствие нецензурных выражений и неприятных манер. Такого человека мы называем воспитанным и социализированным. А существует ли плохо воспитанный и тем не менее хорошо социализированный индивид? Знаменитая плеяда «новых русских», неоднократно высмеянная сатириками, представляет собой преуспевающих дельцов, не отличающихся хорошим воспитанием. Можно ли о них сказать, что они не воспитаны, но социализированы? Попробуем разобраться. Если бывший пэтэушник, не способный написать грамотное письмо своей бабушке, разъезжает на «мерседесе», отдыхает за границей и имеет собственный бизнес, то он, без сомнения, успешно адаптировался к нашему переходному обществу. Нынешнее российское общество никто еще не осмелился назвать цивилизованным. Даже рыночным его именуют весьма условно. Специальный термин «переходное общество» призвано в мягкой форме отразить все ужасы периода первоначального накопления, спекуляций, мошенничества, коррупции и т.п. Если мошенники или казнокрады добиваются успеха в таком обществе, а чаще всего только они и добиваются, то их следует считать социализированными, хотя само общество нельзя называть постиндустриальным. Успешность социализационных процессов в любом обществе во многом определяется: привитием меры необходимого для каждого конкретного социума и допустимого его культурой конформизма как принятия и усвоения «правил общественной жизни» в широком смысле слова; успешностью блокирования тех форм, способов, стратегий и технологий социального поведения и действования, которые определяются как девиантные (отклоняющиеся); умением поддержать необходимое и допустимое соотношение между инновационной (креативной) и традиционной (репродуктивной) составляющими в общественной жизни. А в конечном итоге — поддержанием баланса социальных изменений и социальной стабильности, социальной мобильности и социальной организованности, воспроизводством структур, обеспечивающих социальный порядок6. Особому типу общества должен соответствовать особый тип социализации. В конечном итоге цивилизованное общество отличает от нецивилизованного всеобщая законопослушность граждан. Соблюдение законов, на которые опирается общество, которые оно само придумало и считает разумными, — это и есть главный критерий социализации. Чем умнее законы, тем больше у людей стремление их соблюдать. Чем они неразумнее, тем больше у людей, которые в массе своей всегда являются здравомыслящими, желания их нарушать. Если нет исключений из правил, если перед законом все равны, то такая законодательная система разумна, справедлива и человечна. Равенство всех перед законом предполагает, что все поставлены в одинаковые стартовые условия, при которых протекает социализация. Неразумные или карательные законы, применяемые произвольно или выборочно, создают в обществе аномию и ставят людей в неодинаковые условия социализации. Если богатый откупается, а бедного сажают, если преследуют инакомыслящих, а уголовникам дают простор, то такие условия 6 Абушенко В.Л. Социализация // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов, В.Л. Абушен-ко, Г.М. Евелькин и др. Минск, 2003. 11 социализации нельзя считать нормальными. Они, к сожалению, существовали у нас и именуются эпохой сталинизма, о которой говорят, что половина страны сидела, а половина охраняла. Разгул преступности — экстремальные условия, не подходящие для нормальной социализации. В стране, поощряющей или не преследующей казнокрадство, коррупцию, преступность, социализация большинства людей проходит неудачно с точки зрения цивилизованного общества. Хотя на волне криминалитета кое-кто делает себе большие состояния и добивается материального успеха. Они нарушают юридические законы и нравственные нормы, тем не менее с точки зрения этого испорченного общества их следует назвать удачно социализировавшимися.
К какому выводу мы должны прийти? Критерий успешной социализации относителен. То, что с точки зрения одного общества является нормальным порядком вещей, то с позиций другого может быть отнесено к ненормальному ходу вещей. Удачно социализированного Чубайса, а также ряд других российских олигархов, на цивилизованном Западе почему-то не хотят принимать за порядочных людей, т.е. таких, которые успешно или полноценно социализированы по стандартам западного общества. Как справедливо рассуждает Вейд Хорн7, если социализацию понимать как усвоение человеком таких социальных норм, которые полезны и нужны, а стало быть, и признаны обществом, то неудачную социализацию надо трактовать как усвоение человеком таких норм и правил поведения, которые не нужны обществу, не признаны им и даже наносят ему вред. Преступники — прекрасный пример неудачной социализации, а еще лучше сказать, антисоциализации. К примеру, хорошо социализировавшиеся дети (Well-socialized) обучены тому, чтобы заботиться о престарелых родителях и не бастовать тогда, когда забастовка может принести другим людям огромный вред. Плохо или неудачно социализированные (poorly socialized) ничему подобному не научены. Они поступают так, как хочется им, не принимая в расчет жизненные интересы других людей. Но это может значить лишь одно: они не социализированы в общество, ибо цель социализации — с точки зрения общества — уметь ладить с другими людьми, считаться с их мнением, уважать закон, соблюдать нравственные ценности. 7 Horn W.F. There Is No Substitute for Parents: socialization of children (www.findarticles.com). 12 Иными словами, главная цель социализации как воспитательной процедуры — выращивание у каждого члена общества искусства достижения консенсуса (общественного согласия).
Неудачная социализация есть следствие неразумных или карательных законов
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДЕФИНИЦИИ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»