ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Морское пиратство XXI в.
Переход человечества в XXI в., оказывается, нисколько не означает, что оно избавилось от старых пороков. Один их них — пиратство, возникшее, по всей видимости, с самого начала освоения человеком Мирового океана, человечество взяло с собой в новую эпоху. В наш век компьютеров и лазеров морское плавание остается по причине пиратства не менее опасным, чем много столетий назад.
В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определение пиратства дано в ст. 101: пиратством признается любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершенный с личными целями в открытом море, а также любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна (включая летательные аппараты) для пиратских действий или подстрекательства к подобным действиям. Их результатами могут быть убийства, ранения, взятие в плен людей, захват груза и ценностей, нанесение ущерба или потопление судна. В русском тексте данной Конвенции ООН пиратство определяется как морской грабеж, что, по мнению И.В. Лукшина7, является неверным переводом с английского языка слова «Robbery», по-русски означающего и грабеж, и разбой. Разбой — это действие, соединенное с насилием или угрозой насилия, опасное для жизни и здоровья лиц, подвергающихся нападению, в то время как грабеж — это действие, которое может совершаться без насилия либо с насилием, не опасным для жизни и здоровья. Таким образом, пиратство представляет собой не морской грабеж, а морской разбой.
Более точным является определение пиратства, данное в «Ежегодном докладе о пиратстве и вооруженных нападениях на суда» 2001 г. Аналитического центра по проблеме пиратства Международного морского бюро (1MB). Согласно этому определению, пиратство — акт высадки на борт судна с намерением совершения ограбления или другого преступления и с намерением использовать силу или возможностью ее применения. Данное определение применимо даже к судам, находящимся в порту.
Современные пиратские группы можно разделить на три категории:
♦ небольшие группы, которые просто грабят экипажи и уходят. Такая ситуация обычно возникает, когда судно стоит на якоре или в порту;
♦ пираты, которые грабят экипажи и крадут груз в количестве, умещающемся в их лодках;
♦ пираты, которые забирают судно, меняют флаг, меняют регистрацию, название, перекрашивают и продают судно, или оставляют его для своих целей8.
Кроме того, различают экономическое пиратство против судоходства; политически мотивированное (терроризм); «яхтное», например в Гонконге.
Морское пиратство — казалось бы, уже давно забытое — возродилось в середине 1970-х гг. и проявляется в организации нелегальных перевозок наркотиков из Южной и Центральной Америки в США на яхтах или рыболовецких судах, которые преступники захватывают в открытом море или в
Лукшин И.В. Противоправные действия, посягающие на свободу мореплавания // Право и политика. 2000. № 6. Попов Н.С. Современное морское пиратство. — http://www.tsi.ru/kaleydoskop/306.htm.
791
порту, уничтожая их владельцев и экипажи. Пиратство распространено в узких судоходных каналах. Выходцы из Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки не упускают возможность поживиться ценностями и грузами, находящимися на судах, стоящих на якоре или идущих на малой скорости. Вооруженные пираты, передвигающиеся на быстроходных катерах, открывают огонь по судам, грабят их и берут экипаж в заложники.
География пиратских нападений весьма обширна. Опасными считаются прибрежные воды Южной и Средней Америки (Карибское море, воды Коста-Рики, Бразилии, Колумбии), западное и восточное побережья Африки (район Гвинейского залива и территориальные воды Нигерии, Анголы и

Сомали), районы Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Самыми «пиратскими» являются побережье Индии и Шри-Ланки, зона Малаккского и Сингапурского проливов (район Филиппин, Малайзии и Индонезии), Таиландский залив и Южно-Китайское море (треугольник Гонконг—Макао—Китай). Особо выделяется Азиатско-Тихоокеанский регион, где в 1990-х гг. произошло более 2/3 актов пиратства в мире.
Большинство актов происходит в районах международных проливов — Малаккского и Сингапурского (ежегодно здесь проходит более 30 тыс., или ежедневно от 200 до 600 судов, около половины из них — танкеры), в пределах территориальных или архипелажных вод Малайзии, Индонезии или Сингапура. Значительное число нападений на суда осуществляется и в районах спорной юрисдикции, особенно в Южно-Китайском море, что значительно осложняет борьбу с пиратством. Четверть всех нападений отмечена в территориальных водах Индонезии. Бангладеш занимает второе место по опасности для судов — 15 нападений, далее идет Малаккский пролив — 14 нападений, в Малайзии и Индии произошло по 13 нападений, а в Нигерии совершено «всего» 6 нападений. В качестве основных причин распространения пиратства на юго-востоке Азии можно назвать политические, социальные и экономические неурядицы в Индонезии, которые привели к ухудшению патрулирования морских путей.
Помимо прямого захвата и грабежа судов в море, на якорных стоянках и даже в портах возникло новое проявление пиратства — похищение доверяемых грузов с использованием ранее угнанных судов с пиратскими экипажами и фальшивыми документами на регистрацию судна и груз («фантомные суда»). После продажи груза совершенно в другом месте, нежели порт назначения, «фантомное судно», как правило, перекрашивается, переименовывается и перерегистрируется под другим флагом.
Нападению подвергаются практически все виды судов — от крупнотоннажных танкеров, сухогрузов, контейнеровозов до пассажирских судов и яхт. Например, в период с 15 июня 1998 г. по 15 июня 1999 г. почти 25% таких судов составляли танкеры, 23% — сухогрузы, 16% — рыболовецкие суда, 13% — балкеры (специализированные суда, перевозящие грузы навалом или насыпью), 11% — контейнеровозы и 12% — яхты и другие небольшие суда. Отмечается возрастающая жестокость пиратов и соответственно рост числа
792
погибших. Так, если в 1994 г. не погиб ни один член экипажа потерпевших судов, то в 1995 и 1996 гг. уже по 26, а в 1997 г. — 51 человек.
Есть версия, что пиратство в Юго-Восточной Азии контролируется организованными преступными группами, связанными с вооруженными силами. Криминологи склоняются к выводу, что одновременные пиратские нападения в разных частях мира вовсе не случайны, их следы тянутся к одному центру.
Пираты активизируют свою деятельность — количество пиратских нападений в мире постоянно увеличивается. Так, если в 1991 г. их было зарегистрировано 107, то в 1995 г. - 188, в 1996 г. - 224, в 1997 г. - 229. Согласно докладу Аналитического центра по проблеме пиратства Международного морского бюро, в 1999 г. в мире зарегистрировано 300 случаев пиратства, что почти в 3 раза больше, чем в 1991 г. В 2000 г. отмечалось уже 469 случаев, что на 56% больше, чем в 1999 г. В 2001 г. отмечен некоторый спад — 263 случая нападений на суда в мире. В начале 2003 г. во всем мире зафиксировано 103 пиратских нападения, тогда как за тот же период 2002 г. их было 87.
Согласно отчетам 1MB за период 1991—2001 гг., число актов полного захвата и ограбления судов значительно увеличилось, а стоимость захваченного таким образом имущества выросла более чем в 16 раз. По данным Центра пиратства 1MB, расположенного в Малайзии, количество случаев морского пиратства с 1994 г. выросло более чем в 2 раза, составив от 200 до 300 случаев в год в течение последних пяти лет, против менее чем 100 случаев в период с 1990 по 1994 г. Однако большинство нападений остается неизвестным. В частности, инциденты, касающиеся прибрежных рыбаков и развлекательных судов, характеризуются высокой степенью латентности. По оценкам специалистов, становится известно только о каждом третьем случае. Наибольшее число нападений пиратов отмечено в Малаккском проливе: за первые 10 месяцев 2000 г. в Малаккском проливе было совершено 58 нападений пиратов, в то время как в 1999 г. — всего 5. В 2000 г. в 469 случаях пиратских нападений в мире (рекордное число за последние 10 лет) погибли 72 моряка, а в 1999 г. погибших было три. В конце 2000 г. Япония и Малайзия впервые провели совместное учение по борьбе с пиратством в Малаккском проливе. Личный состав пограничной службы США оказывает помощь морской пограничной службе стран Юго-Восточной Азии в борьбе против пиратов. В г. Аламеда (шт. Калифорния) действует специальный отряд по борьбе с пиратством9.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Морское пиратство XXI в.» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит загальновиробничих витрат
Роторно-поршневий двигун
Цифрові системи передачі даних
Поняття про інвестиційний проект
Умови кредитної угоди


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (04.12.2012)
Переглядів: 1193 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП