Первым шагом в исследовании профессионального характера современного офицерского корпуса является определение понятия «профессионализм». Отличительными чертами профессии как особого рода деятельности являются компетентность, ответственность и корпоративность. Компетентность. Профессиональный человек — это эксперт, обладающий специальными знаниями и мастерством в общественно значимой сфере человеческой деятельности. Его компетентность приобретается только путем продолжительного образования и опыта. Это — основа объективных стандартов профессиональной компетентности, позволяющая освободить профессию от непрофессионалов, а также определить относительную компетентность представителей данной профессии. Такие стандарты универсальны. Они присущи знаниям и мастерству и применимы всегда безотносительно ко времени и месту. Обычные умение и мастерство существуют лишь в настоящем и усваиваются в процессе изучения существующих технологий без соотнесения с тем, как это делалось прежде, в то время как профессиональные знания интеллектуальны по своей природе и могут сохраняться в письменном виде. У профессиональных знаний есть история, и знание этой истории существенно важно для профессиональной компетентности. Для продолжения и передачи профессиональных знаний и мастерства нужны образовательные и исследовательские учреждения. Связь меж- 714 ду академической и практической сторонами профессии поддерживается посредством журнальных публикаций, проведения конференций, а также обмена сотрудниками между практическими и учебными учреждениями. Профессиональные экспертные знания имеют также измерение по широте, чего нет в обычном ремесле. Они является частью общей культурной традиции общества. Профессионал может успешно применять свои умения, лишь осознавая себя как часть этой более широкой традиции. Ученые профессии6 являются «учеными» просто потому, что они — неотъемлемая часть всего образовательного дела в обществе. Таким образом, профессиональное образование состоит из двух фаз: первой, включающей широкую либеральную культурную подготовку, и второй, предоставляющей специальные умения и знания по профессии. Либеральное образование профессионала в обществе, исповедующем эти ценности, обычно осуществляется общеобразовательными учреждениями. Вторая, или техническая фаза профессионального образования, с другой стороны, проводится в специализированных учебных заведениях, управляемых профессиональной корпорацией либо тесно связанных с ней. Ответственность. Профессионал — это специалист-практик, работающий в условиях общества и исполняющий обязанности службы, существенно важной для жизнедеятельности общества, например в здравоохранении, образовании или юриспруденции. Клиентом всякой профессии является общество, выступающее в лице отдельных его членов либо коллективно. Химик-исследователь, например, не является профессионалом, поскольку его нужная обществу служба все же не является жизненно важной для его непосредственного существования и функционирования: только Дюпоны7 и Бюро по стандартам8 имеют прямой и непосредственный интерес к тому, что он может предложить. Существенно важный и всеобщий характер службы профессионала и его монополия на мастерство налагают на него обязанность выполнять свой служебный долг по требованию общества. Эта общественная ответственность отличает профессионала от других специалистов, чье дело связано только с интеллектуальным мастерством. Химик-исследователь, например, все же останется химиком-исследователем, даже если станет применять свое мастерство во вред обществу. Но профессионал не сможет более заниматься своим делом, если отвергнет свою общественную ответственность: врач перестает быть врачом, если использует свое мастерство в антиобщественных целях. Обязанность служить обществу и преданность своему мастерству составляют мотивацию деятельности профессионала. Финансовое вознаграждение не может быть первичной целью профессионала, если он профессионал. Следовательно, компенсация труда профессионала обычно лишь отчасти определяется договорными отношениями на открытом рынке и регулируется профессиональными обычаями и законом. То есть профессии, осваиваемые в процессе постоянного образования. — Примеч. перев. Имеется в виду семейство Дюпон (Du Pont), переселившееся в США из Франции в конце XVIII в. и основавшее там одну из крупнейших мировых компаний (Du Pont Company), специализировавшуюся вначале на производстве пороха, а затем — синтетического волокна и резины, химических препаратов, целлофана и красителей. — Примеч. перев. Национальное бюро по стандартам — подразделение министерства торговли США. В 1989 году по решению Конгресса переименовано в Национальное бюро по стандартам и технологиям и в его функции включено содействие повышению технологического уровня в малом и среднем бизнесе. — Примеч. перев. 715 Исполнение существенно важных служебных обязанностей, не регулируемое обычным ожиданием финансовых вознаграждений, требует некоего заявления, регулирующего отношение данной профессии к остальному обществу. Конфликты между профессионалом и его клиентами либо между самими профессионалами, как правило, дают непосредственный толчок к формулированию такого заявления. Таким образом, профессия становится неким моральным единством, устанавливающим определенные ценности и идеалы, которыми руководствуются члены данной профессии в своих отношениях с непрофессионалами. Это руководство может иметь форму набора неписаных норм, передаваемых через систему профессионального образования, либо оно может быть кодифицировано в виде письменных канонов профессиональной этики. Корпоративность. Между членами одной профессии существует чувство органичного единения и осознания себя как группы, отличной от непрофессионалов. Это коллективное чувство происходит из длительного образования и тренировок, необходимых для приобретения профессиональной компетентности, из общей сферы деятельности и из общей особой ответственности перед обществом. Чувство единения проявляет себя в профессиональной организации, которая оформляет и применяет стандарты профессиональной компетентности, а также устанавливает и реализует стандарты профессиональной ответственности. Тем самым наряду с обладанием специальными экспертными знаниями и принятием на себя особой ответственности членство в организации профессионалов становится критерием профессионального статуса, отличающим профессионала от непрофессионала в глазах общества. Интересы профессиональной корпорации требуют, чтобы она не допускала применения ее членами своей профессиональной компетентности в областях, к которым эта компетентность не имеет отношения, а также защищать себя от проникновения посторонних, которые могут заявлять о своих способностях на основании достижений и достоинств, проявленных в иных сферах деятельности. Профессиональные организации существуют обычно либо в форме сообществ, либо в форме бюрократий. В профессиях-сообществах, таких как медицина и право, практикующий врач или юрист обычно работает самостоятельно и имеет прямые личные отношения со своим клиентом. Бюрократическим профессиям, таким как дипломатическая служба, присуща высокая степень специализации труда и обязанностей внутри самой профессиональной корпорации, которая предоставляет свои коллективные услуги обществу в целом. Эти две категории не исключают друг друга: бюрократические элементы существуют в большинстве профессий-сообществ, а сообщества часто дополняют официальные структуры бюрократических профессиональных корпораций. Профессии-сообщества обычно имеют писаные этические кодексы, поскольку каждый практикующий индивидуально сталкивается с проблемой правильного поведения с клиентами и коллегами. Бюрократические профессии, с другой стороны, имеют тенденцию вырабатывать общее чувство коллективной профессиональной ответственности и надлежащей роли профессиональной корпорации в обществе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие профессии» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»