ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

АНОМИЯ И КРИМИНАЛИЗАЦИЯ РОССИИ
Можно утверждать, что аномия — такое состояние общества, в котором значительная часть населения, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Подобная дефиниция как нельзя лучше подходит к российскому обществу.
В настоящее время наше общество пребывает в состоянии аномии: одна ценностно-нормативная система отброшена, другая еще не сформировалась. Политическая система не устоялась, нет общей идеологии, экономическая политика непонятна большинству населения. Люди не доверяют ни одному социальному институту (кроме церкви) и в то же время страдают от того, что никому и ничему нельзя верить. Многие не находят своего достойного места в обществе, отчуждаются от него и этим деморализуются. Вслед за Р. Мертоном некоторые наши социологи считают, что в таких условиях проявляются два типа массовой реакции на аномию — ненормативная и нормативная.
Ненормативная проявляется в нигилизме по отношению к нормам как законным средствам достижения целей и может выражаться как в социальном цинизме (все средства приемлемы для достижения цели), так и в экстремизме (особенно эффективны насильственные средства). Нормативная реакция выражает потребность в установлении хоть каких-нибудь норм. Она проявляется как в традиционализме (ностальгия по прошлому, желание вернуть старую привычную систему), так и в авторитаризме (тоска по твердой руке, которая бы навела новый, но строгий порядок). Определите, какая форма реакции является наиболее распространенной среди населения нашей страны в настоящее время.
Переход России от тоталитарного общества к демократическому освободил население страны от необходимости соблюдать старые, советские нормы, но не создал условий для выполнения новых законов и правил. Объективно народ оказался в ситуации, когда нормы гражданского общества и правового государства формально провозглашены, но ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная ветви власти соблюдать их не собирались. Они готовили новое правовое поле не для себя, а для других. Развязав себе
61 Материал подготовлен в соавторстве с проф. М.В. Романенко и проф. К.Х. Ипполитовым.
158
руки, власти фактически освободили народ от необходимости подчиняться закону. Так сформировались условия для возникновения аномии грандиозных масштабов.
В частности, происходит разрушение изживших себя норм в обращении с имуществом, деньгами, землей и другими материальными и нематериальными объектами государственной и колхозно-кооперативной собственности. Пока не возникли и не прижились новые законы, в обществе наблюдается феномен «ничьей собственности»: собственностью государства она уже перестала быть, а частной собственностью граждан она еще не стала.
Правовую пустоту заполняют наиболее активные, беспринципные и алчные люди, способные обогащаться только в ситуации всеобщей неразберихи и попустительства, использующие метод: «бери все, что плохо лежит».
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. началось разрушение структуры органов государственной безопасности. Однако, разрушая старую структуру органов государственной и общественной безопасности, правительство не успело или не сумело создать новую систему, в результате чего практически не работают или работают очень неэффективно режим охраны границы, таможенный режим, режим въезда—выезда, режим перемещения иностранцев по территории России, режим проживания и прописки, паспортный режим, режимы и инструкции, регулирующие разрешительный характер контактов высших должностных лиц с представителями иностранных государств, и т.д. Все это вместе взятое привело к тому, что сегодня уровень государственной и общественной безопасности снизился ниже критической отметки, а государственные институты этой сферы оказались столь слабыми, столь дезорганизованными и аморфными, лишенными наиболее профессионально подготовленных кадров, что они уже перестали выполнять свою главную задачу — обеспечивать безопасность общества и личности.
В системе иерархии обеспечения безопасности ее верхними элементами являлись органы государственной безопасности (КГБ) и общественной безопасности (МВД). Решая свои задачи, они опирались не только на свои системы, но и на разветвленную систему административно-правовых режимов: режим охраны границы, таможенный режим, режим государственной тайны, режим допуска к секретным материалам и секретному производству, режим регистрации граждан, режим миграции и перемещения и т.п. Все режимы выполняли двоякую роль: с одной стороны, они обеспечивали в соответствии со своими задачами безопасность страны, а с другой — выступали в качестве сигнальной системы для КГБ и МВД в получении необходимой информации и одновременно как часть системы проверки сигнала (информации). Разрушая общегосударственную систему безопасности, новый режим разрушил и систему административно-режимных органов и мер.
В конце 1980-х гг. процесс криминализации общества стал выходить из-под контроля государства. Одновременно начался процесс дестабилизации всей правоохранительной системы и спецслужб. Кроме того, формировалось общественное мнение, что сама эта система и спецслужбы, образованные в годы советской власти, являются консервативными, тормозят политическое и экономическое реформирование, следовательно, их надо сломать.
Результатом ошибочной стратегии экономических реформ 1990-х гг. стали не только массовое обнищание населения и рост преступности, изменения в системе административно-правовых режимов, но и разрушение самих
159
правоохранительных органов как государственных институтов власти и управления. Это сказалось на финансовом и материально-техническом обеспечении как системы органов обеспечения общественной безопасности в целом, вследствие чего снизилось до самого низкого уровня денежное содержание сотрудников, наиболее подготовленные профессиональные кадры увольняются (в органах МВД и ФСБ, по официальным данным, 2Д сотрудников имеют опыт работы менее трех лет, во многих следственных подразделениях МВД работают стажеры, практиканты и лица, не имеющие в прошлом опыта следственной работы). Как правило, их уход — следствие бесконечных реорганизаций, ничего общего не имеющих с реформой системы, и слабое финансово-материальное обеспечение.
Период 1989—1999 гг. — это годы, когда вместо действительной реформы системы обеспечения государственной и общественной безопасности и приведения ее в соответствие с демократическими принципами правового государства происходили бесконечные реорганизации. Они имели откровенно политическую цель и стали причиной массовых увольнений и ухода из правоохранительной системы и спецслужб наиболее квалифицированных кадров, полного разрушения системы административно-правовых режимов, которые во всем мире были и остаются необходимой частью системы обеспечения безопасности личности, общества и государства, выступая одновременно для правоохранительных органов и спецслужб как первая, основная сигнальная система получения сведений о фактах преступлений или подозреваемых на совершение преступления. По сути дела, именно в этот период были заложены основные позиции и сформировались основные факторы резкого роста преступности во всех ее проявлениях и все более активного вовлечения населения в преступную деятельность, прежде всего корыстную. Таким образом, конец 1980-х — начало 1990-х гг. характеризуется началом слома системы экономического и социального контроля в обществе, который был активно продолжен в период либеральных реформ с 1992 г., а также слома системы обеспечения общественной и государственной безопасности (включая и систему административно-правовых мер). Все это накладывалось на отсутствие законодательной базы, регулирующей новые экономические отношения и отношения по поводу собственности.
Можно считать, что с середины 1980-х гг. наше общество прошло три этапа криминализации. Первый — партийно-государственная элита (номенклатура) превращает государственную («ничейную») собственность в «свою». Второй — в идущий передел собственности включается преступный мир. Третий продолжается и сейчас. На очереди распродажа пахотных земель, собственности естественных монополий, железных дорог, учебных заведений, спортивных сооружений и др. Все очевиднее становится стремление криминальных и теневых структур приватизировать целые территории от Эвенкии до Чукотки, особенно в тех регионах, где обнаружены стратегические ресурсы, являющиеся национальным достоянием.
В процессе осуществляющейся с грубейшими нарушениями законов приватизации образовались так называемые «большие семьи», основу которых составляли родственники и лица, лично им преданные. Эти «семьи» скрывали налоги от государства, переводили прибыль за границу, организовывали «теневое» производство, в том числе преступное — производство наркотиков, оружия, порнографии и др. Постепенно образование полукри-
160
минальных и криминальных «малых семей» по типу «больших семей» стало способом выживания многих слоев населения. Эти «семьи» охватили сферу малого и среднего предпринимательства. Особенно легко подобные «семьи» создаются среди молодежи. Большая часть общества стихийно структурируется по новому принципу, где первичной ячейкой становится «семья» полукриминального и криминального типа.
В стране, где, по словам Президента В.В. Путина, буйствует «произвол чиновников и разгул криминала», наряду с «официальным обществом» функционирует и расширяет свои масштабы «криминальное общество», системообразующим фактором которого служит организованная преступность как система институализированных, организованных преступных формирований и их криминальной деятельности. Организованная преступность включает 60—70 тыс. (за границей примерно 10 тыс.) преступных банд, шаек, клик, групп, объединенных в более чем 5 тыс. крупных бандформирований и преступных сообществ, которые в свою очередь включены в 150 ассоциаций. По данным МВД, оргпреступность контролирует более 40% валового национального продукта, 41 тыс. предприятий различных форм собственности, почти все предприятия сферы услуг и торговли (500—550 тыс. фирм), свыше 80% банков.
Социологические исследования показывают, что абсолютное большинство населения считает неправильным направление изменений в обществе с начала перестройки. По данным Фонда общественного мнения, только 6% респондентов считают, что Россия идет по «верному пути»62, 73% граждан обладают протестным потенциалом, из них 15% готовы взяться за оружие, 42% настроены революционно, их полностью не устраивает существующая политическая система63. Поданным НИИ МВД, 23% граждан готовы к крайним методам борьбы.
Оргпреступность ныне институционализирована, т.е. сформировались устойчивые преступные социальные группы. За ними закреплены функции (роли), которые они реализуют, моральные нормы, традиции и обычаи, которым они следуют, культурные символы взаимодействия, сложилась система санкций — поощрений и наказаний, завершается процесс групповой идентичности, формируются связанный с ней образ жизни и своеобразная криминальная субкультура. Преступные группировки вооружены самым современным оружием и средствами связи. В стране насчитывается более 3 тыс. «воров в законе»; они участвуют в сходках, съездах местного, регионального и общероссийского (ныне и мирового) уровня, где определяется стратегия и тактика преступной деятельности, решаются конфликтные ситуации, вопросы подготовки смены (кадров), а также «денежного общака». Оргпреступность ставит своей задачей постепенно подчинить своему влиянию неорганизованную, прежде всего уличную, преступность, а также профессиональную. По оценкам экспертов-криминологов, оргпреступность насчитывает 5-6 млн человек, из них 1 млн активных.
Оргпреступность превратилась в относительно самостоятельную, самовоспроизводящуюся социально-политическую и экономическую силу, отчужден-
62 Власть. 2000. № 7. С. 56.
Левашов В.К., Локосов В.В. и др. Как живешь, Россия? Вып. 8. М., 1998. С. 18-21; Советская Россия. 2002. 14 марта. С. 3.
1В1
ную от общества и находящуюся с ним в непримиримом конфликте. Она способна конкурировать с официальными органами власти, подчинять их своим интересам, навязывать им свою волю в решении экономических, политических и культурных задач. Экс-президент Б.Н. Ельцин констатировал: «Криминальные группировки уже настолько сильны, что способны реально влиять на положение дел в отдельных регионах и отраслях экономики, в том числе и ключевых»64. Это в первую очередь следующие регионы: Северный Кавказ, Красноярский край, Урал, Дальний Восток, города: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург («Новая газета» писала недавно, что в Екатеринбурге все — от уличной проститутки до губернатора, ходят под «авторитетом» — Федулевым).
По уровню преступлений наше общество, в котором с 1950 по 1985 г. была самая низкая преступность в мире, догнало и перегнало развитые страны. С учетом латентной преступности на 100 тыс. населения ныне совершается 6,5 тыс. преступлений. Эксперты считают, что ежегодно совершается более 10 млн преступлений, а регистрируется на уровне 3 млн. В исправительных учреждениях на 100 тыс. человек около 1000 заключенных — это самый высокий показатель в мире. Россия занимает первое место в мире по количеству умышленных убийств — в 2,5 раза больше, чем в США. Каждый четвертый взрослый россиянин имеет судимость.
Наряду с традиционными появились новые виды преступлений в хозяйственной, финансово-кредитной и банковской сферах, наркобизнесе, в контрабанде, в автобизнесе и нефтебизнесе, в торговых организациях и товаропроводящих сетях, во внешнеэкономической торговле, в топливно-энергетическом комплексе, добыче и переработке полезных ископаемых, особенно в добыче драгкамней и цветных металлов, в туристическом бизнесе, в экологической сфере, в области передовых технологий, выборных кампаниях и т.д. — практически во всех ячейках функционирования общества. Это так называемые «кооперативная», «компьютерная», «информационная», «финансовая», «беловоротничковая» и другие виды преступности. Рэкет пытается контролировать поведение крупных отрядов представителей наемного труда как в частном, кооперативном, акционерном секторе, так и на государственных предприятиях. Вне правового регулирования функционирует «теневая экономика», составляющая 45—50% (на Кавказе до 80%) ВНП и в которой занято более 30 млн человек. Криминализация тесно сопряжена с коррупцией, которая, по словам С. Степашина, «беспредельна»65. «Российская газета» сообщает, что рядовой гражданин «сталкивается с коррупцией и продажностью чиновников едва ли не на каждом шагу». На I Всероссийском социологическом конгрессе в Санкт-Петербурге в сентябре 2000 г. приводились примеры из местных газет, где напечатаны прейскуранты взяток в зависимости от ранга «благодетеля».
В результате тотальной криминализации (мафиезации) общества и государства в криминальную, противоправную деятельность вовлекается все большее число граждан из всех слоев, классов, страт общества, в том числе
64 См.: Российская газета. 1999. 31 марта.
65 Характеризуя «качество и количество» российской коррупции, В.В. Путин заметил, что «уровенькоррупции в стране такой, что если к каждому таможеннику приставить по милиционеру, то итого купят» (Московский комсомолец. 2000. 27 авг. С. 1).
1G2
и из ранее благополучных слоев (врачи, инженеры, учителя, деятели культуры, научные сотрудники, военнослужащие66, работники суда и прокуратуры, ФАПСИ, ФСБ, ФПС, СВР, МЧС, таможни, налоговой службы, преподаватели вузов67, сотрудники МВД). Замминистра МВД Е. Соловьев отмечал: «Мы сталкиваемся с прямым участием сотрудников в совершении тяжких преступлений в составе организованных преступных групп».
Трагически складываются судьбы выпускников сиротских учреждений. По данным Генпрокуратуры, 40% из них становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством и только 10% сирот адаптируются к нормальной жизни. В 1991 г. удельный вес представителей разных социальных слоев в общем числе преступлений выглядел следующим образом: рабочие — 52,3%, служащие — 6,5%, колхозники — 5%, учащиеся 9,7%. В 1998 г. по сравнению с 1997 г. в составе выявленных лиц, совершивших преступления, прирост женщин составил 17,3%, не имеющих постоянного источника дохода — 11%, безработных — 4,9%, ранее судимых — 3,8%. В 1993—1998 гг. снизился удельный вес рабочих, совершивших преступление, с 31,6 до 25,8%, служащих — с 4,2 до 3,8%. В то же время увеличилось количество преступлений, совершенных лицами, не имеющими постоянного источника дохода, с 34 до 53,9%, наблюдался рост количества преступлений среди предпринимателей, в финансово-кредитной сфере, среди госслужащих, среди представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, суда и прокуратуры.
Особенно опасно увеличение преступности в среде молодежи, подростков и детей. В 1997 г. среди выявленных преступников молодежь и подростки (от 14 до 29 лет) составляли 54%, среди осужденных — 54,6%, в 1999 г. последних было 56,7%. В докладе Генерального секретаря ООН говорится, что Россия стала рынком торговли детьми, рассадником детской проституции и местом расцвета детской преступности. В стране 2 млн беспризорных детей, около 1 млн — не учатся, каждый третий — вовлечен в криминальные группировки. Две трети подростков, отбывших наказание в колониях, возвращаются в преступный мир. В 1998 г. 6,5 тыс. правонарушений совершили дети младше 14 лет. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. рост преступности несовершеннолетних увеличился на 10,2%, а подростков — на 11,3%. По данным ГУВД Москвы, сегодня подростки убивают в 20 раз чаще, чем их родители 20 лет назад. Специалисты мрачно шутят: преступность омолаживается такими темпами, что скоро злодеев будут забирать в тюрьму прямо из песочницы. Создаются условия для наращивания «девятого вала» волны преступлений в будущем.
Криминализация всех общественных отношений в условиях девальвации моральных ценностей, резкого снижения духовно-нравственного потенциала социума, правового беспредела, циничного беззакония, невысокого уровня раскрытия преступлений (более 40 тыс. уголовных дел приостанов-
В 1999 г. каждый девятый военнослужащий совершил преступление, из них офицеров и старших офицеров более 50%. (Убийства, коррупция, хищение оружия и военного имущества, разбой, гра-оеж, взятки, похищение людей — таков неполный список преступлений в армии.) «Комсомольская правда» от 28 июня 2000 г. сообщала о взятках в вузах г. Ульяновска: «Почти все Ульяновские вузы поражены коррупцией». В Кабардино-Балкарском университете «криминал «патронирует» даже студенческие стипендии. В день их выдачи можно по мордасам схлопотать и остаться без стипендии».
1G3
лены, поскольку преступники не были установлены и найдены, каждое второе особо тяжкое преступление остается нераскрытым), снижения порога ответственности за совершенные преступления и мораторий на смертную казнь (в своем Послании к Федеральному Собранию 2002 г. Президент ратует за дальнейшую гуманизацию наказаний за преступления), катастрофическое понижение ценности человеческой жизни привели к тому, что поведение и деятельность граждан, в том числе и трудовая, начинает проходить на грани нарушения норм права и морали, что свидетельствует об институ-ционализации неправовой свободы. Решающую роль в поведении приобретают такие неправовые факторы, как сила денег, сила власти, тайные соглашения, давление прессы, политические отношения и др. Правовые нормы составлены так, что допускают различную интерпретацию. Исход уголовного дела часто зависит от ловкости юристов (оправдание криминальных действий влиятельных лиц, криминальных групп). В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2001 г. отмечается, что наряду с «теневой экономикой» «у нас уже формируется и своего рода "теневая юстиция"».

Рис. 26. Наряду с 'теневой экономикой» в России уже формируется и своего рода «теневая юстиция
Социологические исследования показывают, что с точки зрения отношения людей к совершению преступлений можно выделить три типа личностей, рекрутируемых из всех слоев общества. Первый тип — человек убежден, что может избежать наказания, и совершает преступление. Второй тип — человек пришел к выводу, что потенциальные выгоды от сознательного нарушения норм права и морали перевешивают потенциальное наказание, и он готов совершить преступление. Третий тип — человек совершил преступление и не осужден, и он не чувствует себя преступником («не пойман — не вор»), при этом никакие моральные нормы не удержат его от совершения нового преступления. Рецидив во всех видах преступлений в 1999 г. составил 33,6%. Криминализация менталитета характерна и для молодежи. Поданным социологической лаборатории МГУ им. М.В. Ломоносова, каждый пятый молодой россиянин (от 17 до 19 лет) мечтает о взятке, каждый четвертый считает нормой уклонение от уплаты налогов, 38% рассматривают обман как «самый
164
что ни на есть подходящий путь для приобретения материальных благ». Согласно результатам опросов Научно-исследовательского института молодежи, в 1993—1999 гг. каждый десятый опрошенный считал, что участие в криминальных группировках — нормальный способ заработать деньги, а каждый пятый указывал, что, если жизнь прижмет, можно временно этим заняться.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «АНОМИЯ И КРИМИНАЛИЗАЦИЯ РОССИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Збір за видачу дозволу на розміщення об’єктів торгівлі та сфери п...
Економічна сутність санації підприємств
СТАДІЇ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РУХУ КРЕДИТУ. ПРИНЦИПИ КРЕДИТУВАННЯ
Психоаналітичні теорії
Типові платіжні умови зовнішньоекономічних договорів (контрактів)


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 603 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП