ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Понятие информационной революции, недавно вошедшее в повседнев-ный и научный обиход, обозначает очередной и самый высокий этап на-учно-технического прогресса. В нем суммарно отражаются успехи человеческой мысли и практические достижения в области новейших информационных технологий, а с социологической точки зрения она служит катализатором, заставляющим ускоренно изменяться все сферы общества. Это явление интегрирует эффекты предшествующих революционных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефонная и радиосвязь, персональный компьютер), поскольку создает технологическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации и тем самым объединения интеллектуальных способностей и духовных сил человечества.
Первой революцией стало изобретение письменности 5—6 тыс. лет назад в Месопотамии, затем — независимо, но несколько тысяч лет спустя — в Китае, и еще на 1500 лет позднее — в Центральной Америке. Ее ранние примеры — глиняные дощечки с клинописью самаритян и жителей Вавилона — представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.
До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая концепция или открытие, о его работе вы в лучшем случае узнаете из вторых рук и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало ключевым элементом прогресса древней цивилизации.
Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги в Китае, вероятно, около 1300 г. до н.э., а затем независимо и 800 лет спустя в Греции, когда афинский тиран Песистрат распорядился записать поэмы Гомера, до этого передававшиеся изустно.
852
О первых двух информационных революциях у нас нет практически никаких документов, хотя мы знаем, что эффект рукописной книги в Греции и Риме был огромным, равно как и в Китае. По сути, вся китайская цивилизация и система государственного устройства основаны именно на рукописной книге, хотя известно, что тиражирование письменных материалов путем воспроизведения текста от руки —дорогостоящий и длительный процесс, ограничивавший круг людей, которым автор мог сообщить знания. Переписывание сказывалось и на точности передачи знаний, поскольку в ходе многократного копирования текста в него непременно вкрадывались ошибки.

Третья информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 гг., а также изобретения гравировки примерно в то же время. Хотя печатное дело впервые возникло в VIII в. в Китае, именно печатный станок Гутенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали его распространению.
До изобретения печатного пресса Гутенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. По числу занятых она, вероятно, была крупнейшей в Европе. В тысячах монастырей трудились монахи, переписывая книги от руки. Хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1200—1300 рукописных страниц. К 1505 г. тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 млн печатных страниц в год, переплетенных в 125 тыс. готовых к продаже книг — 2 500 000 страниц на одного работника против 1200— 1300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.
В середине XV в., на момент изобретения пресса Гутенбергом, книги были роскошью, которую могли себе позволить только богатые и образованные. Но когда в 1522 г. из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1000 страниц), цена была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести. По мнению П. Друкера, снижение издержек и цен в ходе третьей информационной революции было по крайней мере одного порядка с тем, что произошло в ходе сегодняшней, четвертой революции.
За незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало
853

возможной протестантскую Реформацию. Но не только ее. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложившие дорогу промышленной революции. В последовавшие затем десятилетия по всей Европе были открыты новые университеты, однако, в отличие от ранее существовавших, они были рассчитаны не на изучение теологии, а на изучение светских дисциплин: права, медицины, математики, натуральной философии (естественных наук). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как сегодняшняя информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.
Конец XX в. отождествляют с четвертой информационной революцией, имея в виду распространение компьютеров и интернета. Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в череду научных и полунаучных определений. Дж. Л их-тхайм говорит о постбуржуазном обществе, Р. Дарендорф — о посткапиталистическом, А. Этциони — о постмодернистском, К. Боулдинг — о постци-вилизационном, Г. Кан — о постэкономическом, С. Алстром — о постпротестантском, Р. Сейденберг — о постисторическом, Р. Барнет предложил термин «постнефтяное общество». Большинство этих эпитетов восходят к понятию «постиндустриальное общество», популяризированному десятилетие тому назад гарвардским социологом Д. Беллом. Оно описывает характерные черты информационного века.
В США, например, уже в 1985 г. в сфере информационной индустрии работало около 50% всех рабочих и служащих. А в материалах, распространявшихся в Конгрессе США при рассмотрении национальной информационной инфраструктуры, говорилось о том, что около 2/3 работающих в стране связаны с информационной деятельностью, а остальные заняты в производстве, сильно зависящем от информации1.
К концу 1980-х гг. обработка, передача информации и операции с нею были основным занятием каждого четвертого работающего в США или даже каждого третьего, если считать учителей и других работников сферы образования. С началом последнего десятилетия XX в. более 40% всех новых капиталовложений в производство и оборудование были сделаны в сфере информационных технологий (компьютеры, фотокопировальные и факсимильные аппараты и т.п.). Бывший министр финансов США У.М. Блюменталь
1 Лялюшко Н. С. Некоторые тенденции в развитии баз данных за рубежом // Информационные продукты, процессы и технологии. М., 1996. С. 68. Т. 2.
854
в 1988 г. в статье «Мировая экономика и изменения в технологии» заметил: «Информация стала рассматриваться как ключ к современной экономической деятельности — базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила». Объем имеющейся у нас информации с каждым днем увеличивается все быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыдущую историю человечества2.

Наглядной мерой темпов технологического роста может быть степень относительного удешевления новой технологии. Так, за последние три десятилетия реальная стоимость вычислительных возможностей компьютера снизилась на 99,9%, при этом средний темп ее снижения составил 35% в год. Стоимость телефонных разговоров снижается медленнее — в среднем примерно на 10% в год, однако на протяжении более длительного периода. В 1930-е гг. трехминутный разговор между Нью-Йорком и Лондоном обходился в 300 долл. по сегодняшним ценам, сегодня это можно сделать менее чем за 20 центов. Новые технологии дешевеют гораздо быстрее, чем во времена предыдущих технологических революций. Энергия, вырабатывавшаяся первыми паровыми двигателями, обходилась ненамного дешевле, чем энергия водяных машин, и за период с 1790 по 1850 г. ее стоимость сократилась всего в два раза. Строительство сети железных дорог в Америке позволило за период с 1870 по 1913 г. сократить транспортные расходы на 40% со среднегодовым темпом всего в 3%.
Появление телеграфа позволило быстрее передавать информацию на дальние расстояния, однако новая услуга оказалась отнюдь не из дешевых. В 1870 г. каждое слово в трансатлантической телеграмме обходилось в 70 долл. в сегодняшних ценах. В течение следующего десятилетия цены сократились, однако передать сообщение из 20 слов все еще стоило около 200 долл. Сегодня 20 страниц текста можно переслать по электронной почте в любую точку планеты примерно за цент. Цены на электричество падали несколько быстрее, однако за период с 1890 по 1920 г. они сокращались в среднем всего на 6% в год3.
Существующая в развитых странах информационная индустрия, сопоставимая по своим объемам производства и номенклатуре выпускаемой продукции с важнейшими отраслями хозяйства, потребовала создания соответствующего рынка. Мировой рынок средств информатизации уже к 1990 г.
Пильцер П. Безграничное богатство. Теория и практика «экономической алхимии» // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 402-428. 3 Островский Е., Щедровицкий П. Россия: страна, которой не было. — http://www.archipelag.ru/text/ 012.htm.
855
оценивался в 660 млрд долл. Из них около 50% составляли компьютеры. Только за 1995 г. в мире было произведено около 60 млн персональных компьютеров4. Информационная деятельность во всем мире стала одной из самых прибыльных сфер приложения капитала.
Благодаря быстрому удешевлению новых технологий компьютеры и интернет были приняты широким кругом потребителей гораздо быстрее, чем в свое время паровые машины и электричество. Так, с момента изобретения парового двигателя и до того времени, когда он стал основным источником энергии в Великобритании, прошло более 100 лет. Электростанции стали обеспечивать 50% всей используемой промышленностью США энергии лишь спустя 90 лет после открытия электромагнитной индукции, когда с момента строительства первой стан ции прошло уже 40 лет. Сегодня половина американцев пользуется компьютерами, при этом первый компьютер появился 50 лет назад, а микропроцессоры моложе их еще на 20 лет. Число пользователей интернета в США возрастает на 50% ежегодно, причем возраст самой идеи сети составляет 30 лет, а с начала ее коммерческой эксплуатации прошло всего 7 лет3.
Под влиянием информационной революции в современном обществе формируется так называемая информационная экономика, которая прошла следующие три стадии: становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации; расширение номенклатуры информационных услуг для других отраслей промышленности и для правительства; создание широкой сети информационных средств на потребительском уровне6.
Первая стадия воплотилась в том, что М. Порат в 1977 г. назвал «первичным информационным сектором». В нем доминирует горстка громадных корпораций — производителей и менеджеров техники, составляющей национальную информационную и коммуникационную инфраструктуру. Их размеры и влияние колоссальны. Самая большая из них «Америкэн телефон энд телеграф» имела в конце 1970-х гг. валовой доход, превышающий валовой национальный продукт 118 стран мира, вместе взятых. Другие гиганты этого сектора — «Интернэшнл бизнес мэшинз», «Интернэшнл телефон энд телеграф», Радиокорпорация Америки, «Дженерал электрик» и др.7.
Вторая стадия, начавшаяся в 1980-е гг., представлена частными и общественными отраслями и организациями — основными пользователями новой информационной технологии. Универсальные системы «электронных
4 Костров А.В. Введение в информационный менеджмент. Владимир, 1996. С. 21, 25.
5 Островский Е., Щедровицкий П. Указ. соч.
(' Даишрд У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. М..
1986. С. 343-355. 7 Там же. С. 343-355.
856
денег» проникли в банковское дело. Сегодня национальная система здравоохранения США строится на технологии автоматизированных компьютерных баз данных. Индустрия образования с ее 100-миллиардным ежегодным бюджетом все шире осваивает производство и применение электронных учебных программ и обучение с помощью компьютера. По масштабу капиталовложений автоматизация офисов и учреждений превращается в основное направление развития информационного сектора. Американское правительство сейчас — самый большой хранитель и распространитель информации.

Третья и наиболее важная фаза информационного века — массовая компьютеризация высокотехнологичных информационных услуг. Она предполагает массовое распространение домашних персональных компьютеров. Ее высшей фазой считается создание и расширение всемирной электронной паутины — Интернета. Н. Макрэ, главный редактор журнала «Экономист», пишет в связи с этим: «В конце концов перед нами открывается перспектива вступления в век, в котором любой тупица, сидя за компьютерным терминалом в лаборатории, офисе, публичной библиотеке, сможет просматривать невообразимо колоссальные залежи информации, находящейся в разных банках данных. Эдисон говорил, что гений — это 99% потения и 1% вдохновения. Так вот, через четыре десятилетия после его смерти мы стали обладателями машин, которые могут сократить часть работы, требующей потения, гораздо больше, чем в 99 раз. Поскольку в результате намного больше, чем прежде, людей смогут с успехом заниматься исследовательской работой, это наверняка увеличит вероятность выявления людей со способностями Эдисона или Эйнштейна. До сих же пор, по моему мнению, лишь единицы потенциальных гениев человечества имели возможность заниматься исследовательской работой»*.
Широкое распространение домашних компьютеров уже произвело микрореволюцию в системе занятости. Наиболее яркий пример — надомная работа, связанная с компьютерной индустрией: написание программ для ЭВМ; системный анализ; дизайн с применением сложных методик, заложенных в памяти удаленных компьютеров; анализ технической документации и т.д. При наличии соответствующих телекоммуникационных средств практически любая «беловоротничковая» работа может выполняться дома. Секретарши могут печатать тексты и отвечать на телефонные звонки, находясь не в офисе, а дома. То же относится к бухгалтерской и другим умственным видам работы.
Контроль над работающими дома может осуществляться по телефону или через компьютерную связь; аналогичным образом им могут отдаваться распоряжения и инструкции. Некоторые компании отказываются от центрального офиса. Значительно сократили свои издержки фирмы по производству компьютерных программ, переведя большую часть своего персонала на на-
s Цит. по: Дайзард У. Указ. соч. С. 348.
857
домную работу. Работа дома чрезвычайно производительна, поскольку здесь нет вечных разговоров и всего того, что отвлекает людей от работы, когда она выполняется в учреждениях.
Компьютерная техника может использоваться в системах «телемагазина». Покупатели просматривают каталоги товаров на домашнем терминале, а затем через него же заказывают товары. Доступ к банкам данных и компьютерам значительно изменяет тот круг знаний, который необходимо иметь инженерам, врачам и другим специалистам. Профессионалу не нужно будет загружать свою память фактами и методиками: все это он может найти в

памяти компьютера и со своей стороны дать машине команду выполнить задания, прежде требовавшие длительной подготовки.
Спутниковая технология открывает перспективу всемирного телевидения и глобальной связи. Спутник выведен в космос, так что в радиусе его действия находится почти половина Земли. Канал спутниковой связи между Лондоном и Москвой со временем будет очень дешевым и доступным людям с невысокими доходами. Новые информационные средства уже связаны воедино по всему миру. Почтовые и телеграфные сообщения, теле-и радиосигналы передаются на любые расстояния за доли секунды.
Говоря о компьютерах, мы чаще всего имеем в виду их быстродействие. В XVII в. Иоганну Кеплеру понадобилось четыре года, чтобы рассчитать орбиту Марса. Сегодня микропроцессор делает это всего за 4 с.
Что делает компьютер поистине важным изобретением, так это его способность обрабатывать результаты вычислений под управлением человека, а именно сортировать и сопоставлять данные, связывать разные слои общества сложными коммуникационными сетями, осуществлять передачу информации по этим сетям в любое место на земном шаре, где она необходима.
В результате широкое внедрение компьютеров не только вызвало информационный бум, но и дало нам средства справиться с этим сокрушительным потоком. Тем не менее нам по-прежнему лучше удается производить новую информацию, чем оценивать ее и обмениваться ею.
Развитие наукоемких технологий не только решает множество старых проблем, например накопление и сохранение огромных массивов данных, но и порождает новые. Одна из них — информационная перегрузка людей. В Японии специалисты ожидали, что ежегодный прирост производства информации в стране составит 10%. Реально он даже превысил запланирован-
858
ные цифры. Однако рост ежегодного потребления информации, как было выяснено в результате исследований, составляет лишь 3%9. Оказалось, что
более половины производимой информации идет «в корзину», потому чтоулю-дей не хватает времени на ее потребление.
Информационная революция меняет принципы организации общества. На смену вертикальным иерархиям приходят горизонтальные связи, устанавливаемые людьми по их собственному выбору и желанию. Современное общество — это общество глобальных сетей, образующих причудливые геометрические фигуры. Находясь в постоянном движении, они быстро меняют свою конфигурацию, как в калейдоскопе10.
В отличие от научно-технических революций прошлого объектом воздействия информационных технологий является не столько материальное производство, сколько само человеческое сознание. Подобно проникающей радиации, информация доходит до каждого, меняя наши представления о мире, обществе и самих себе. Более того, меняются сами механизмы формирования индивидуального, группового, общественного, планетарного сознания.
Наступающий информационный век существенно осложняет процессы модернизации. Новые коммуникационные каналы распространили по всему миру философию модернизации, которая несет на себе отпечаток американского стиля. Уже сейчас развивающиеся страны опасаются, что повсеместная компьютеризация вестернизиру-ет их культуры. Создается новая информационная карта мира, которую, как полагает У. Дайзард", можно уподобить климатической в том смысле, что на ней отражены некие постоянные условия среды. Она показывает большую плотность информации на территории Северной Америки, не сколько меньшую — в Европе, Японии и России; во всех других местах плотность информации ничтожна и даже сходит на нет. Новая технология может радикально изменить эту карту, содействуя становлению глобальной сети знаний.
9 Цит. по: Дайзард У. Указ. соч. С. 353.
10 Кувалдин В.Б. Глобализация — светлое будущее человечества? — http://scenario.ng.ru/interview/2000-10-1 l/5_future.html.
1' Дайзард У. Указ. соч. С. 350.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Інструменти забезпечення повернення банківських кредитів
Розряди іменників за значенням
Форми безготівкових розрахунків
Кредитування експортно-імпортних операцій
Цифрові системи передачі даних


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 4317 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП